Армения может захлебнуться в наследии прежнего премьера

13 апреля исполнился год со дня назначения на должность премьера Овика Абрамяна, до этого занимавшего пост спикера Национального собрания (НС). После отставки правительства Тиграна Саркисяна премьер Абрамян заявил о необходимости создания равных условий для предпринимательства и сокращения "тени" в экономике. Однако новое правительство предоставило налоговые льготы лишь нескольким компаниям, владельцы которых считаются приближенными властей. Среди этих компаний фирма "АНГ", связанная с именем известного олигарха, депутата НС от правящей Республиканской партии Армении Самвела Алексаняна, фирма "Армянский урожай", деятельность которой армянские СМИ связывают с именем советника президента Арама Гарибяна и его брата Абела.

Премьер Абрамян поручил контролировать процесс обеспечения равных условий для конкуренции одному из наиболее одиозных чиновников - Гагику Хачатряну. Последний, согласно сведениям армянских и российских СМИ, через подставных лиц владеет большим числом магазинов, кафе и предприятий. Кроме того, с начала этого года по линии доходов бюджет не досчитался порядка 8 млрд. драмов (1 доллар = 477 драмам).

Одним из первых обещаний Абрамяна стало заявление о необходимости создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Летом 2014 правительство представило в НС законопроект об изменениях в закон "О налоге с оборота", который получил одобрение парламента во главе с правящим большинством. Закон предусматривает для МСБ снижение налога с оборота с 3,5% до 1%. Однако на деле новый порядок еще больше осложняет положение МСБ и создает препятствия для его развития, поскольку направлен на увеличение налоговых объемов, что просто не под силу малому и среднему бизнесу. Правительство вместо того, что стимулировать развитие МСБ создало новую почву для народного недовольства и новый очаг потенциального обнищания населения.

Закон вызвал бурю негодования и массовые акции протеста в Ереване и в Гюмри. Заверения премьера в том, что закон нацелен на то, чтобы привести в налоговое поле крупный бизнес, а МСБ при этом не пострадает, не развеяли подозрений протестующих. Впервые за многие годы правительство вынуждено было дважды заморозить введение нового закона. В первый раз, в виду огромного недовольства, вступление в силу этого закона было перенесено с осени 2014 на февраль 2015 года, а во второй - с февраля на 1 июля.

Овик Абрамян в данном вопросе проявил, в отличие от бывшего премьера, гибкость и умение вести диалог с противоположной стороной, в результате чего действие закона было приостановлено. Тигран Саркисян отличался абсолютной бескомпромиссностью к любым предложениям оппозиции и к любым требованиям граждан.

Одной из центральных проблем последних двух лет была проблема накопительной пенсионной системы (НПС), предполагающей обязательные отчисления гражданами (родившимся после 1974 года) в пенсионные фонды 5% от зарплаты. Именно попытки правительства внедрить НПС, масштабные акции протеста граждан, а также решение Конституционного суда, исключающее ограничение прав граждан, в том числе и в вопросах собственности, стали причиной отставки Тиграна Саркисяна.

Несмотря на обещания об отмене НПС, Абрамян и его команда плавно трансформировали накопительную систему в налог. Причем, идея о новом налоге или так называемых целевых социальных выплатах, по задумке властей, должна была придать ежемесячным отчислениям в размере 5% от зарплаты более неприступный характер, нежели обязательные выплаты по накопительным пенсиям. Ведь то, что выплачивается в виде налога в госбюджет оспорить труднее, чем закон о накопительных пенсиях. Таким образом, поначалу непонятный для многих тезис премьера об "обязательной, но не принудительной" накопительной пенсионной системе был успешно претворен в жизнь. Однако этот шаг правительства лишний раз подорвал и без того крайне шаткое доверие общества к властям.

К этой же категории мер можно отнести и очередное повышение на 10% тарифов на электроэнергию 1 августа прошлого года, что также стало причиной общественного недовольства, которое вылилось в акции протеста.

Представители оппозиции и некоторые экономисты видят причину неэффективной работы правительства Абрамяна в том, что премьер является одним из наиболее ярких представителей кланово-олигархического режима, заинтересованного в монополизации экономики и развитии крупного бизнеса в ущерб МСБ.

Подавляющее большинство проблем в социальной, экономической и финансовой сферах досталось Абрамяну от предшественника, которого ряд экспертов не без основания называет киллером армянской экономики. К числу этих проблем в первую очередь необходимо отнести значительно выросший за годы премьерства Саркисяна (2008-2014 гг.) внешний долг, политику поддержания драма или точнее искусственного завышенного курса драма по отношению к доллару. Ярким подтверждением этой политики стала девальвация драма в ноябре-декабре 2014 года более чем на 10%. Сегодня курс национальной валюты относительно стабилизировался, однако, по убеждению многих экономистов, эта стабилизация является весьма условным и временным явлением.

Среди многочисленных "ловушек", который оставил Саркисян своему последователю, также постоянный прессинг МСБ, ибо фискальные органы не хотят связываться с крупными компаниями. Таким образом, представители крупного бизнеса, в том числе и олигархи-монополисты, которые являются одним из столпов действующего сегодня в Армении режима, часто избегают налогового прессинга.

Между тем, согласно некоторым СМИ, нынешнему премьеру президент изначально запретил критиковать Саркисяна и его правительство. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что правительство Абрамяна во многом сформировано по рекомендации из президентского дворца.

Однако кабинет Абрамяна не имеет никакого плана действий по выводу страны из кризисной ситуации, в которой оказалась Армения. Все решения премьера носят сиюминутный характер и принимаются в аварийном порядке. В нынешней ситуации, которую можно считать форс-мажорной для армянской экономики, правительство должно было стать рядом с производителями, в первую очередь, с экспортерами, чего власти до сих пор так и не сделали.

Сусанна Петросян, Ереван. Специально для "Вестника Кавказа"