Актриса Санубер Искендерли: "В тот момент я была готова сквозь землю провалиться перед зрителями…" Интервью Day.Az с актрисой Азербайджанского государственного национального академического драматического театра, заслуженной артисткой Санубер Искендерли.

- С какими надеждами вы вступаете в новый театральный сезон?

- С надеждами на осуществление театральных реформ. Я ждала их как минимум 10 лет, и очень рада, что наконец-то "лед тронулся".
 

Еще в советское время, в 1986 году, когда в трех крупных российских театрах, таких, как, например, Ленком, начали осуществлять реформы, актеров психологически к этому готовили. Однако, несмотря на то, что и у нас уже давно идут разговоры о реформах, наши актеры почему-то считают, что процесс начнется с их увольнения.

- Может быть, есть что-то, что заставляет их так думать?

- Может быть. Ведь, насколько я понимаю, после перехода как режиссеров, так и актеров на контрактную систему работы, этой уравниловке, когда актер, занятый в больше чем половине спектаклей, и его коллега, вообще не вышедший за месяц на сцену, получали одинаковую зарплату, будет положен конец. А это не может устраивать последних.

- И они будут группироваться...

- Группировки в театрах, в том числе и в нашем, всегда были, есть и будут!

- В какую же группировку входите вы?

- Я сама не вхожу ни в какую группу! Но я читала интервью с Мараимом Фарзалибековым, где он обвиняет режиссеров в том, что те создают вокруг себя группировки актеров. Посудите сами. Если взять период работы главным режиссером в наше театре Фарзалибекова, то тот, кого он обвиняет в первую очередь - а именно Бахрам Османов, в основном и работал над спектаклями. Он поставил за это время больше спектаклей, чем все остальные шесть режиссеров театра вместе взятые! Да, весь театр держался на Бахраме Османове! И потому, конечно, я была больше задействована в его спектаклях. Если это называется "входить в группировку Османова", то я в ней "состою" (смеется). У самого Фарзалибекова было пять-шесть спектаклей, три из которых потом были сняты с репертуара. Как говорится, статистика - вещь упрямая.

- Может, в таком случае, стоит приглашать режиссеров из-за рубежа, раз местные не хотят работать?

- Я двумя руками "за"! Я уже слышала, что наш директор хочет пригласить иностранных режиссеров. "Свежая кровь" всегда нужна, и не только нашему театру. К тому же, у нас есть режиссеры-лентяи, может, на них это хоть как-то подействует, заденет их самолюбие, и они начнут работать. Лучше приглашать зарубежных режиссеров, чем оставлять театр на таких, как Фарзалибеков!

- Может, и актеров из-за рубежа стоит приглашать? Например, из Турции или Ирана, ну, чтобы не было языкового барьера...

- Не думаю, что это так необходимо. Я за то, чтобы наши актеры учились за рубежом, а потом использовали приобретенные там профессиональные навыки на благо развития азербайджанского театрального искусства, как это происходит в той же Турции и благодаря чему турецкое кино уже выходит на мировой уровень.

- Можете назвать хотя бы парочку отечественных режиссеров, по вашему мнению, лентяев?

- Запросто (смеется). Это Азерпаша Нейматов, который после "Гамлета", поставленного в 2002 году, не создал ни одного спектакля на сцене Аздрамы. Мехрибан Алекперзаде, Вагиф Асадов. Когда они в последний раз ставили спектакли? Почему они не хотят работать? Я была бы очень рада, если бы Нейматов поставил у нас спектакль, пусть даже без моего участия! Ведь это мой театр, и я хочу, чтобы здесь были достойные работы. Если тот же Фарзалибеков поставит высококачественный спектакль, за который нам не будет стыдно, я его обниму и расцелую.

- Приходилось играть в спектаклях, за которые вам было стыдно?

- К сожалению, да, такое было пару раз. Помню, в тот момент я была готова сквозь землю провалиться перед зрителями за то, что мы играли.

- Между актрисами возможна крепкая дружба или это нереально?

- Скорее нереально. Понимаете, там, где творчество, существует соперничество. А где соперничество - там дружба невозможна! Даже если в знак дружбы я откажусь от роли в пользу коллеги-подруги, все равно буду думать, глядя на ее игру: "А я бы сыграла лучше!"

- У вас есть коллеги по театру, с которыми вы не здороваетесь?

- Есть. Причем не среди мужчин, а среди женщин. С мужчинами я как раз таки хорошо лажу (смеется).

- Не боитесь, что после этого интервью и среди мужчин появятся такие?

- Да ради Бога!