Директор Азербайджанского театра пантомимы о языке тела, новых проектах и любимых ролях
Антуану де Сент-Экзюпери пpинадлежит фpаза "Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце..." Между тем, кажется, что в движениях можно увидеть ту правду, которую чувствует сердце. И порой взглядом, мимикой, танцем можно выразить гораздо больше, чем пламенными речами и длинными монологами.
Мы живем в мире, где много лжи, поэтому привыкли не верить словам, не доверять людям, не чувствовать. И вдруг... вдруг актер одними только жестами передает всю глубину мыслей, переживаний, чувств. И ты ... начинаешь верить. И, главное, нет границ для фантазии, все можно додумать самому, так как это правильнее в твоем личном внутреннем мире.
Пантомимой называется театральная постановка без речей, где смысл и содержание происходящего передаются при помощи жестов, пластики и мимики. Как самостоятельное течение оно впервые появилось в Древнем Риме, в эпоху императора Августа, и до сих пор остается одним из самих популярных видов театрального искусства, в том числе и у нас на родине. И это правда, Театр пантомимы очень популярен в Баку.
Какова история возникновения этого театра со статусом государственного в Азербайджане, хотя во всем мире это обычно маленькие клубы и студии? И почему движения правдивее слов? Об этом рассказал газете "Зеркало" директор Азербайджанского государственного театра пантомимы и один из лучших актеров театра Эльман Рафиев.
- Почему люди верят мимике больше, чем словам? Как возник такой интерес к пантомиме?
- В самом деле, на сегодняшний день интерес к нашему театру со стороны зрителей очень велик. Во-первых, язык тела лучше передает эмоции и ощущения, а во-вторых, этот язык интернационален, поэтому очень часто гостями нашего театра бывают иностранцы.
- Как создавался Театр пантомимы в Азербайджане? И как лично вы попали в этот мир жестов и движений?
- Театр был основан 16 мая 1994 года Бахтияром Ханызаде, заслуженным деятелем искусств Азербайджана. Все началось со студии "Сборище сумасшедших" в ТЮЗе. Я учился в Институте искусств, и Бахтияр муаллим был моим учителем по сценическому движению. Наша группа ему очень понравилась, мы занимались и были заинтересованы в занятиях, поэтому через полгода он предложил нам участвовать в создании Театра пантомимы. Идея нам сразу понравилась, и мы взялись за реализацию задумки. В этом процессе Бахтияр муаллим сыграл самую главную роль - он был нашим учителем и режиссером, репетировал с нами, готовил к выступлениям.
Это был, скажем так, большой эксперимент. Нам и самим было интересно, как зритель, привыкший к классическому театру с речью, отнесется к постановке, где не произносится ни одного слова.
- И как отнеслись?
- Приняли! Нас приняли хорошо! Зрителю нужно было что-то новое, и мы это новшество ему предоставили. До 2005 года мы выступали в ТЮЗе, а с 2005 переехали в здание бывшего кинотеатра "Шафаг". До этого - в 2000 году - нам присвоили статус государственного театра.
- Расскажите про самые необычные проекты в вашем театре...
- Каждая наша постановка вне всяких стандартов (смеется). Кстати, вспомнил, был у нас один интересный эксперимент, мы сыграли спектакль для глухонемых. Это было очень трогательно, мы слышали их смех и даже понимали друг друга. 5 мая собираемся еще раз провести такой эксперимент в рамках благотворительной акции. А еще на прошлой неделе у нас состоялась премьера спектакля "Дели Домрул", необычного тем, что он не бессловесен, но говорят там на древнем языке Деде Горгуда. Ребята долго готовились, репетировали, заучивали древний язык.
- Как, по-вашему, какими качествами должен обладать актер, чтобы добиться успеха в пантомиме?
- Он должен быть актером, который хорош во всех театральных стилях. У нас в театре, например, все актеры обладают отличными навыками речи, хотя чаще всего постановки бессловесные. Без этого никак. Наш главный критик - Бахтияр муаллим. Перед премьерой он садится в зале и говорит: "Играйте. Меня не обманете". И пока он, как зритель, нам не поверит, мы репетируем.
- У вас есть любимые роли?
- У нас была постановка "Кто виноват?", где я играл роль Черта. Это моя самая любимая роль, потому что, во-первых, она подходила под мой характер, а во-вторых, там была возможность для импровизации. Еще люблю мой образ в постановке "Нагаристы".
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре