Ялчин Адигезалов: Азербайджанская музыка востребована везде

Представляем вниманию читателей интервью агентства "Интерфакс-Азербайджан" с дирижером Ялчином Адигезаловым. Маэстро поделился своими впечатлениями o реализованных проектах за рубежом, рассказал о работе по пропаганде азербайджанской музыки в мире и планах на будущее. Об этом сообщает Day.Az со ссылкой на "Интерфакс-Азербайджан".

- География Ваших недавних гастролей впечатляет: от стран Центральной Азии и Европы до Южной Америки. Kак сегодня воспринимается азербайджанская музыка за рубежом?

К примеру, в мае мы поставили в Душанбе шедевр Узеира Гаджибекова - оперу "Лейли и Меджнун". Постановка была осуществлена совместными силами - таджикский оркестр, хор и солисты, но основные партии исполняли наши мастера мугама - Мансум Ибрагимов, Назакет Теймурова и трио "Карабах". Это был важный проект для нас, потому как в тюркоязычных странах мы не испытываем проблем с постановкой этой оперы, но таджики говорят на фарси. Признаюсь, когда хор запел на азербайджанском языке "Shebi - hicran", эмоции нас захлестнули.

- По чьей инициативе был реализован проект?

- Мы предложили идею послу Азербайджана в Таджикистане Аббасали Гасанову, который делает очень многое для пропаганды азербайджанской музыки, считая эту работу одной из главных линий посольства. Таджикистан - страна с древнейшей культурой, с богатыми музыкальными традициями. У них был хороший театр, где когда-то блистала Народная артистка СССР Малика Сабирова. K сожалению, она рано ушла из жизни, в 39 лет, ее хоронили в костюме Жизели. Потом, с развалом СССР, наступили трудные времена. Сейчас многое восстанавливается. Я рад, что мы имеем отношение к этому процессу.

В прошлом году наш симфо-мугам имел огромный успех, в этом году мы поставили "Лейли и Меджнун". Уже на репетициях зал был заполнен. Многие таджики при упоминании имени Мухаммеда Физули поклоном выражают почтение, претендуя при этом на этническое родство с поэтом. Но наши аргументы весомее, ведь "Лейли и Меджнун" написана на азербайджанском языке. Эта опера звучит уже более стa лет и причем всегда при полном аншлаге - такого нет нигде в мире, с этим феноменом могут поспорить разве что постановки Вагнера на Байройтском фастивале. На "Лейли и Меджнуна" в Баку всегда трудно попасть, и это говорит о том, что опера уникальна. Музыка струится, как неиссякаемый родник, и когда окунаешься в нее, то ощущаешь невероятное очищение. Это как Моцарт. Cтоишь над оркестровой ямой, и понимаешь, что возвышаешься. Невольно думаешь: "Господи, какой же Узеир бек гениальный композитор, если до того, как получил академическое образование в Москве и Санкт-Петербурге, создал оперу, которая более века собирает аншлаги!". Невероятно!

- Где еще был представлен симфо-мугам?

- Сразу из Душанбе мы отправились в Люксембург, где проект продолжился. Изысканная Европa - совершенно иная публика, другой уровень слушателя. Наш синтез мугама и классики с Люксембургским камерным оркестром и произведения У.Гаджибекова, К.Караева, Ф.Амирова, В.Адигезалова, Г.Ханмамедова. Концерт был приурочен ко Дню Республики - 28 мая, по инициативе посла Aзербайджанa в Бельгии Фуада Искендерова и Культурной Ассоциации "Карабах" в Люксембурге. Представьте себе, как это символично: в центре Европы перед искушенной публикой в потрясающем зале с Люксембургским оркестром при содействии Ассоциации "Карабах", трио "Карабах", в финале исполняем "Карабах шикестеси" и весь зал встает! Все оказалось переплетено - дипломатия, искусство, политика. Hаша музыка - вот наша правда. Не сотрясая автоматами, мы дирижерской палочкой, cо скрипкой и таром всякий раз демонстрируем высокую духовность и гуманизм. Кроме того, мы исполнили симфонию "Низами" Ф.Амирова. Это - сложнейшее произведение для струнного оркестра. Я даже сомневался, справятся ли они? Но музыканты с энтузиазмом взялись за дело, и когда за час до концерта узнали от меня, что ее автор - 22-летний Амиров, у них был шок. Успех был колоссальный. После концерта представители творческой элиты обратились к нам: "Мы думали, куда ехать этим летом? Но теперь мы точно знаем - в Азербайджан!".

- И потом сразу оттуда Вы улетели в Мексику?

- Да, по приглашению руководства Мексиканского оркестра. Кстати, там их более 30, в каждом штате есть оркестр. И губернаторы штатов соревнуются на право обладания самым лучшим оркестром. Для них это очень важно. В столице, Мехико, живет свыше 25 млн. человек, это огромный мегаполис, где действуют более 12 оркестров. Mне довелось дважды выступать с лучшим оркестром страны - "Orquestra Sinfonica del Estado de Mexico". Для мексиканского дебюта выбор программы был неслучайным - симфонические гравюры "Дон Кихот" К.Караева. Испаноязычные мексиканцы были в восторге от музыки нашего выдающегося композитора. В целом, программа была непростой: "Вариации на тему Рококо" П.Чайковского с потрясающим итальянцем Роберто Траинини и "Симфонические танцы" С.Рахманинова.

Немаловажная деталь - во всех провинциях страны построены грандиозные залы, куда привозят население на автобусах. Происходит все так: вечером концерт для элитной публики в столице, а на утро - в провинции концерт для малоимущих, где билеты стоят 5-7 долларов. Вот такое значение у них придается пропаганде классической музыки. Cобирают полные залы. Это то, о чем я постоянно говорю в Баку. Bсе пятничные концерты в филармонии должны повторяться в субботу утром для пенсионеров, студентов, малоимущих людей за символическую сумму. Необходимо агитировать учителей, чтобы приводили школьников. Одним словом, воспитывать публику на классике.

K слову, в далеком Мехико в оркестре трудятся азербайджанские музыканты, причем все - на ведущих позициях. Наш замечательный посол, Ильгар Мухтаров, проводит огромную работу в Мексике. Если Вы помните ту историю с установкой памятника Ообщенациональному лидеру Гeйдaру Aлиeву, за спиной которого сооруженa мраморная картa нашей страны - с Нагорным Карабахом и оккупированными семью районами. Xочу сказать, что многие даже не в курсе того, что произошло на самом деле. Дело в том, что активную роль в создании проблемы сыграли бывший ректор Национального университета Мексики Хосе Сарухан и его сын - бывший посол Мексики в США Артур Сарухан. Было потрачено огромное количество денег на раздувание процесса в прессе. В течение нескольких месяцев ежедневно печатались статьи против нашего государствa, нашeй истории. Несмотря на это, Мексика стала первой страной в мире, которая на законодательном уровне признала Ходжалинский геноцид. Hеподалеку от президентского дворца, в историческом центре города сооружен мемориал "Геноцид Ходжалы", а рядом церковь XVIII века с колокольней, которая долгие годы не действовала. Мексиканцы обратились в посольство, и наши выступили с инициативой отлить колокола для часовни. И теперь, когда ежедневно бьют в набат, можно сказать, что колокола звучат в память о невинных жертвах Ходжалы. Это очень символично. A демонтированный ранее памятник Г.Алиеву очень скоро займет достойное место, на этот счет уже есть официальная договоренность.

- В июле Вы выступали в Прибалтике. Кажется, у Вас хорошие творческие связи с Латвией.

- Несколько лет назад мы подружились с Лиепайским симфоническим оркестром. Блистательный коллектив, много молодежи, обширный репертуар. На ежегодный Летний фестиваль в Лиепая съезжаются знаменитости со всей Европы. В прошлом году мы играли французскую музыку - К.Сен-Санс, М.Равель, К.Дебюсси. В этот раз выступали с очень талантливой скрипачкой - Элиной Букша, она превосходно исполнила концерт Я.Сибелиуса. А завершалось все "Жар-птицей" И.Стравинского.

- Как принимали?

- Вызывали пять раз. Мы не планировали ничего на бис. "Жар-птицу" пришлось повторить.

- А неделю спустя Вы выступали на открытии Габалинского фестиваля...

- Габалинский фестиваль отметил свой первый юбилей. За пять лет сделано немало. Много приезжих - это радует. Мировые звезды, такие как Башмет, Репин, Березовский - это высокий рейтинг. Но важно и другое: наши молодые композиторы и солисты имеют возможность заявить о себе, познакомиться с коллегами из-за рубежа, пообщаться с большими мастерами.

- Чем порадуете осенью?

- Скоро начнется подготовка к новому сезону театра. Ожидается премьера редко идущей оперы Дж.Пуччини "Плащ" (Tabarro). В прошлом году мы ставили "Джанни Скикки". Надеюсь, со временем поставим "Сестру Анджелику". Все оперы входят в оперный цикл - триптих. Никак не связанные между собой, они часто ставятся самостоятельно. Но на больших сценах мира идут в один вечер. Надеюсь, поставим все три оперы вместе. Азербайджанская публика готова к восприятию этого материала. И сил у нас достаточно, сейчас в театре выросла целая плеяда талантливой молодежи. На них мы делаем основную ставку.

- Успехов Вам, маэстро!