Директор Русдрамы: в театре – как в футболе… - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az с директором Азербайджанского государственного русского драматического театра Адалетом Гаджиевым.

- Наступила весна. Расцветает природа, расцветает творчество. А как сказывается весна на руководимом вами театре?

- Спасибо за такой весенний вопрос! Думаю, что весна действует на наш театр с очень положительной стороны - театр весь в рабочем процессе. Во-первых, у нас с 18 марта будут идти детские постановки под названием "Новруз на Каспии" в честь праздника Новруз и весенних каникул. Потом, около 30 наших актеров заняты на репетициях ежегодного празднования Новруз в Национальном парке.

Во-вторых, мы пригласили московского режиссера Анну Потапову, и она будет у нас ставить Кальдерона - известный спектакль под названием "С любовью не шутят". Отмечу, что и художником-постановщиком спектакля также будет легионер из Москвы.

Что касается того, почему выбор пал именно на эту постановку, то дело в том, что в ней задействовано много молодежи - вот мы и решили привлечь российского режиссера к работе с молодежью нашего театра. Ведь для наших молодых актеров это как тренинг, это возможность почувствовать сцену и, говоря футбольным языком, выйти на поле в игре с топ-командой, чтобы потом комфортно и спокойно чувствовать себя во внутреннем чемпионате. А в том, что приглашенный режиссер внесет в жизнь театра какие-то свежие веяния и идеи, я не сомневаюсь.

- Приезд Потаповой означает, что Русдрама, которая положила начало хорошей традиции приглашать режиссеров-легионеров, продолжает придерживаться ее?

- Совершенно верно. И мы не собираемся отказываться от этой традиции. Тем более, после того, как была принята "Государственная программа развития театра в 2009-2019 годах", мы не имеем права прекращать практику призыва режиссеров-легионеров.

- Я понимаю, что приезду зарубежных режиссеров рады и директор театра, и его актеры, но как быть с режиссерами, у которых те, говоря народным языком, отнимают хлеб? В вашем театре нет ревностного отношения своих режиссеров к легионерам?

- Нет и не может быть! У нас два режиссера, два народных артиста страны - Александр Шаровский и Ирана Тагизаде. И они оба и так по горло в работе, так что ни о какой интервенции в их работу не может быть и речи.

- Но два штатных режиссера не слишком мало для такого театра как Русдрама?

- Нет, я бы так не сказал, потому что мы имеем право и возможность приглашать на какую-либо конкретную постановку еще и режиссеров со стороны. И, как вы видите, мы активно пользуемся этим правом.

- Как-то в самом начале своей деятельности в директорской должности вы заявили, что с удовольствием избавились бы от трети актеров, которые для театра как балласт и практически не принимают участия в спектаклях, просто получая зарплату. Как обстоят дела с подобным балластом сейчас?

- Скажем так - за минувшие пять лет нам удалось сделать так, что сейчас востребован каждый актер, числящийся в штате театра.

- Какой из приглашенных режиссеров поставил на сцене руководимого вами театра лучший спектакль?

- Если говорить о настоящем времени, то с художественной стороны это "Семь красавиц" Йонаса Вайткуса, который наделал много шума, в самом положительном смысле этого слова, в театральной жизни города. А если говорить о продаваемом спектакле, то безусловный лидер - "Гордость и предубеждение" в постановке Ильгара Сафата, который уже давно себя окупил.

- А какая из постановок режиссеров самого театра является самой кассовой и самой высокохудожественной?

- Самый кассовый спектакль в настоящее время - работа Шаровского "Жениха вызывали, девочки?". А самый интересный с художественной точки зрения - это, безусловно, его же "Маскарад". А если говорить о детских спектаклях, то здесь безусловный лидер "Сказка о царе Солтане" в постановке Ираны Тагизаде. Этот спектакль первенствует как с художественной, так и с точки зрения кассовости.

- Скажите, а театр можно назвать массовой культурой?

- Люди идут на спектакль. Но если честно, театр - это не массовый вид культуры. И это надо понимать и принять, в конце концов. Ведь для того, чтобы любить театр, нужно обладать определенным интеллектом, кругозором, определенным уровнем восприятия. Так что театральный зритель, в отличие, скажем, от кинозрителя, это особый зритель.

- Вот вы говорите что - театр не может быть массовым, однако согласно решению министерства культуры теперь столичные театры дают спектакли чуть ли не ежедневно, в то время как раньше делали это только три дня в неделю.

- Да, мы играем шесть спектаклей в неделю. Мне кажется, что это сделано для актеров, потому что актеры должны работать, чтобы быть востребованными в своих театрах. Плюс в спектаклях с недавних пор по возможности задействуют два актерских состава. Это говорит о том, что человеческий фактор здесь на первом месте, так как если говорить о материальной стороне, то ни одному театру не выгодны ежедневные спектакли, ведь в таком случае возрастают расходы на свет, газ, отопление и другие коммунальные услуги, но, как видите, на первом месте актеры. Отношение к человеку. Актеры, которые не должны бездействовать, а должны играть. И я очень рад, что они с каждым днем завоевывают все новых и новых зрителей.

Очень приятно наблюдать, когда родители приводят на спектакль детей, для которых переводят сказанное на сцене. А еще интереснее, когда кто-то другой переводит для нерусскоязычных взрослых, которые также приходят на наши спектакли. Все это говорит о том, что отношение к русскому языку не только не ухудшилось, но, наоборот, все большее количество людей стремятся к его изучению.