Время альфа-самцов, супергероев и моделей

Большинство знает Афет Багирову как талантливого художника, писателя и журналиста. Однако, совсем недавно она предстала перед нами в совершенно новом амплуа, выступив в качестве модели в проекте "100 лет красоты в Азербайджане", в котором в течение полутора минут демонстрируется изменение представлений о красоте в нашей стране.

Предлагаем читателям Day.Az поближе познакомиться с Афет Багировой.

- Недавно вы приняли участие в проекте "100 лет красоты в Азербайджане". Поделитесь впечатлениями от этой работы.

- Это был невероятно интересный для меня опыт. Вся команда, работавшая над проектом, была очень сильной - видеограф, фотограф, стилисты сработались идеально. Мне было очень интересно перевоплощаться в новые образы, ведь я когда-то мечтала быть актрисой (смеется). Единственная сложность - усидеть на месте целых 6 часов. 

Реакция публики на этот ролик была довольно неоднозначной и, честно говоря, негативных комментариев было много. В какой-то момент становится неприятно, даже обидно, но потом ты начинаешь понимать, что невозможно повлиять на мнение каждого, у каждого свое восприятие окружающей действительности.

- А как вы попали на этот проект?

- На самом деле, все произошло довольно неожиданно (улыбается). Помню, мне позвонила организатор проекта Эльнара Нахмедова и сказала, что хотела бы, чтобы я в нем участвовала. Я сразу же согласилась, потому что мне давно нравились видео из этой серии. Вся работа была проделана за одни сутки, и уже на следующий день ролик был выложен на YouTube. Я-то думала, что монтаж затянется на неделю, а проснувшись наутро, обнаружила видео в Сети в комплекте с кучей злобных комментариев (смеется).

- А вы ранимый человек?

- Не очень, но достаточно (смеется). Я понимаю, что это неправильно и так быть не должно, но ничего не могу с собой поделать. К примеру, когда я пишу картину, а кто-то сделает какое-то замечание, я начинаю задумываться, копаться в себе, могу оставить эту работу и в этот день к ней уже не возвращаться. Стараюсь бороться с этой своей чертой (улыбается).

- А что еще вы хотели бы в себе изменить?

- Я считаю, что человек должен постоянно над собой работать и, если это не каркас его личности, то, думаю, изменения возможны. Я работала над собой на протяжении всей своей жизни. На сегодняшний день я хотела бы искоренить в себе чрезмерную скромность и слишком бурную реакцию на мнение окружающих обо мне.

- По профессии вы юрист, как вы считаете, эта профессия вам помогает в вашем творчестве?

- Юриспруденция помогает развить логику, грубо говоря, помогает мозгу работать определенным образом. Думаю, что когда мне необходимо собраться, юриспруденция мне очень помогает. У искусства, помимо эстетики, есть и другая сторона, связанная с документацией - когда нужно составить контракт, подготовить какие-то бумаги, когда необходимо разобраться во всех деталях отправки, страховки и т.д. В таких случаях моя профессия мне очень помогает.

- Есть вещи, которые вы не можете простить?

- Как бы банально это не звучало, я не смогу простить предательства. Особенно, если это был осознанный шаг. Одно дело, когда человек предает кого-то по глупости, случайно, тогда можно говорить о прощении. Но если кто-то совершил подобный поступок намеренно, прощать глупо. Единожды предавший, предаст и второй раз.

- В каком стиле предпочитаете писать свои картины?

- В живописи я прошла несколько этапов - начинала с примитивизма, это были рисунки пастелью на бумаге. Постепенно я перешла к гиперреализму с элементами юмора - у меня была целая серия работ маслом на холсте, они были представлены на моей персональной выставке в 2012 году.

Сейчас меня невероятно интересуют миниатюры. В данный момент я изучаю восточную миниатюру: персидскую и могольскую. Планирую посетить Индию, увидеть мастерские мастеров, изучить процесс создания этих работ, а затем посетить Иран. Там я смогу научиться этой технике непосредственно у мастеров. Хочется полностью углубиться в эту атмосферу. Здесь у меня, конечно же, много книг и пособий, но все равно, это не то. Идей и эскизов у меня уже очень много, скоро начну их воплощать.

- Как вам легче работать: следуя чувству вдохновения или на заказ?

- На заказ я практически не работаю, очень редко и только для близких людей. Вообще, вдохновение очень интересная штука, в литературе это одно, а в живописи - совсем другое. В литературе к тебе приходят готовые строки, которые ты только и успеваешь записывать. В живописи перед глазами может возникнуть какая-то картинка, но она всегда незавершенная, тебе нужно над ней работать, стараться, пытаться создать концепцию этого изображения, выбрать технику, материалы. Это большой процесс, который начинается с вдохновения, и ты завершаешь его под впечатлением от того первого импульса.

Работать без вдохновения сложно, но нужно заставлять себя работать. У меня бывают периоды, когда я долго не работаю, потом мне бывает очень плохо, могу сказать, даже физически плохо. Довольно сложно вернуться обратно к рабочему процессу.

- Вы написали трилогию рассказов "Бракованное поколение". Почему решили писать именно о таких людях, которых не любят и не воспринимают?

- Я писала это очень давно... Приятно, что эти рассказы до сих пор кого-то интересуют. Моим главным вдохновением всегда были люди, я всегда писала о них, рисовала их. Есть такая категория людей, о которых сейчас очень редко пишут, о них редко снимают фильмы, их практически не рисуют. Сейчас всем нужны альфа-самцы, супер-герои, модели и т.д. Люди, которых никто не воспринимает всерьез, остались за бортом, а ведь у них тоже есть свои надежды, мечты, чувства. На самом деле, таких людей в моем поколении очень много.

- Вы верите в высшее предназначение?

- Я считаю, что нам изначально дается определенный потенциал, и у каждого из нас есть миллион возможностей для развития. Не могу сказать, что мы все двигаемся по одному предначертанному пути. Я думаю, что таких точек и дорог у нас миллион, в зависимости от того, сколько мы работаем над собой, чего хотим, насколько уверенно идем к своей цели, от этого и зависит наш успех. Идея о том, что все предначертано, заставляет человека в определенных ситуациях сдаться или, наоборот, быть слишком уверенным в себе. Человек должен научиться брать судьбу в свои руки. 

- Расскажите о самой интересной выставке, в которой вам довелось принять участие.

- Мне хочется верить, что такой выставки в моей жизни еще не было, что все самое интересное еще впереди. Помню первую выставку, я тогда оканчивала университет, и меня как-то познакомили с художником Ниязом Наджафовым. Мы подружились, я часто приходила к нему в мастерскую, он рисовал мои портреты. Однажды он попросил показать ему мои работы, хотя я никогда не говорила, что рисую. После того, как я показала ему свои работы, он дал мне кисти, краски, холст и сказал: "Иди, работай, потом покажешь мне, что получается".

Вот так спонтанно все и началось. Я ему очень благодарна за то, что он меня поддержал, что очень важно для художника на начальном этапе. Он же и посоветовал мне поучаствовать в выставке в Музейном центре. Каково же было мое удивление, когда мои работы сразу приняли. Эта выставка была для меня настоящим началом, первой ступенью.

- Ваша заветная мечта еще не сбылась?

- Я считаю, что еще ничего не достигла, и надеюсь, что никогда не перестану развиваться. Сейчас я занимаюсь и журналистикой, и литературой, и живописью. Хочется в каждом из этих направлений чего-то достичь. Не могу сказать, что это какая-то большая мечта, но у меня есть определенные цели, к которым я иду.

Зулейха Исмайлова

Фото: Натаван Вагабова, Замир Сулейманов