Бакинский Джаз-клуб скорее жив, чем мертв

Несколько дней назад Джаз-центр, который сейчас называется Джаз-клубом (Jazz Club), вновь открыл свои двери для поклонников джазовой музыки, теперь по новому адресу - Sapphire Hotel.

Почему закрылся Джаз-центр и есть ли перспективы у джаза в стране, в эксклюзивном интервью Day.Az рассказал директор Джаз-клуба Руфат Алескеров.

- Руфат, как мы знаем, закрытие единственного в нашей стране Джаз-центра породило множество слухов. Даже говорили, что он обанкротился. А что случилось на самом деле?

- Все эти слухи не соответствовали действительности, в том число и то, что мы обанкротились. Ничего такого не было. Об истинных причинах закрытия Джаз-центра в подробностях рассказывать не хочу. Могу лишь сказать, что помещение Джаз-центра нуждалось в ремонте, но у нас не было средств на это, и руководство Консерватории нашло других людей, которые занялись этим. После ремонта они откроют там ресторан с национальной кухней. Поэтому мы решили открыть Джаз-клуб в другом месте.

- Одним словом, после этого Джаз-клуб будет находиться в Sapphire Hotel...

- Да. Он может находиться в любом месте. Это для нас не играет никакой роли. У нас всегда создается настолько теплая, дружеская атмосфера, что где бы мы ни были, люди тянутся к нам. 

У нас постоянно собирается множество музыкантов. Ни в одном заведении такого нет. И хочу особо подчеркнуть, что ни в одном ресторане исполнители не играют за такую сумму, которую платим им мы. Конечно, мы рады были бы платить им хорошие деньги, потому что они заслуживают этого, но, к сожалению, их у нас нет. В Джаз-клубе музыканты больше работают ради удовольствия, нежели ради денег. Они у нас репетируют, отдыхают, творят, готовят новые проекты. Одним словом, это второй дом для джазовых музыкантов.

Мы открылись больше недели назад, и нам пришлось три дня подряд проводить открытие, потому что желающих прийти было очень много. Им не хватало нашей теплой атмосферы. Они очень соскучились по нам. Мы рады были их видеть.

- Все эти месяцы вы находились в поисках нового места?

- Да, мы искали удобное, хорошее место, чтобы вновь открыть наш Джаз-клуб. Вначале мы решили немного подождать. Думали, что кто-нибудь нам поможет, выделит для нас место, но наши надежды не оправдались. В Джаз-клубе никто никогда не разбогатеет, потому что джаз - специфическая музыка и ее не все слушают. У нас на первом месте всегда идет музыка, а потом уже вкусная кухня. Поэтому в конце концов мы решили сами, своими силами открыть новый Джаз-клуб, но с той же командой. У нас не произошло никаких глобальных изменений. Нам было очень трудно, но мы справились.

Я очень благодарен основателю Бакинского Джаз-центра Нури Ахмедову. Джаз-центр был его детищем. Он всегда во всем помогал джазовым музыкантам, давал им возможность выступать и развиваться. Нури муаллим очень старался нам помочь. Сейчас мы открылись своими силами, но, несмотря на это, все равно надеемся, что нам выделят место и будет хоть какая-то поддержка нашему существованию.

Хочу особую благодарность выразить руководству Sapphire Hotel. Они предоставили нам место на очень хороших условиях.

- Но какие-то изменения в новом Джаз-клубе все же будут?

- Начнем с того, что мы изменили название на Джаз-клуб, потому что у нас здесь клубная атмосфера.

У нас очень много идей, которые мы хотим воплотить в жизнь. У нас у всех как будто открылось второе дыхание. Мы все хотим творить, реализовывать проекты. Даже сами музыканты каждый день приходят с новыми идеями. Мы готовы их всех поддержать. Думаю, люди тоже по нам соскучились и с удовольствием поддержат нас.

Не хочу кого-то обидеть, но у нас всегда царила необычная атмосфера. Мы создаем такую обстановку, чтобы все чувствовали себя свободно и могли делать то, что им хочется. Бывает даже иногда, что зрители выходят на сцену и начинают играть. Мы все скучали по всему этому и очень переживали, потому что не знали, сможем ли вновь воссоздать эту атмосферу.

- Довольны нынешним местом расположения клуба?

- Думаю, все получилось даже лучше, чем мы ожидали. На новом месте нам очень уютно, и зрители довольны.

- Каково быть директором единственного Джаз-клуба в стране?

- Непросто. Я в свое время совершенно случайно стал директором Джаз-центра. Оокончил музыкальную школу имени Бюльбюля, но не работал как музыкант. Джаз-центром руководил мой друг Эмиль Мамедов. Мы с ним дружили со второго класса. Когда он заболел, мне пришлось его заменять. Если бы он остался жив, то, уверен, мы вместе сделали бы много больше. Но, к сожалению, он скончался, и тогда музыканты и Нури Ахмедов настояли, чтобы я продолжил дело моего друга. Через несколько дней у нас пройдет концерт, посвященный 40-летию со дня его рождения.

- Как вы считаете, любителей джаза в наше время стало больше или меньше?

- Настоящих ценителей этого жанра не так уж много. Но могу сказать, что за эти десять дней я увидел в нашем заведении огромное количество новых людей. Это очень меня обрадовало. Значит, число слушателей качественной музыки возросло.

- В свое время Азербайджан был известен джазовыми традициями. Можно ли сказать, что они есть и сейчас?

- Вы задеваете наши самые болевые точки. (Улыбается). К большому сожалению, как бы мы ни старались, они постепенно исчезают. Этих традиций практически не осталось. К примеру, Бакинский джазовый фестиваль проходит в разных концертных залах страны, и лично мне, а я уверен и всем музыкантам, поступало много звонков с вопросом: "А где был джем-сейшен?" И мы отвечали, что, к сожалению, нигде. Мы не успели открыть к этому времени Джаз-клуб.

А раньше музыканты после концертов собирались в Джаз-центре и играли до утра. Несмотря на то, что наш зал вмещал 150 человек, на концертах присутствовало больше 200 слушателей. У нас, в хорошем смысле слова, творился "музыкальный бардак". Джем-сейшен - это как лакомый кусочек Джаз-фестиваля.

- С чем это связано?

- Всему виной материальное положение музыкантов, из-за чего многие просто уходят из этой профессии. Их можно понять. Они видят, что в джазе нет денег, поэтому вынуждены выступать на торжествах, мероприятиях и исполнять то, что они порой не хотят. Я уверен, что все-таки настанет тот день, когда Джаз-клуб будут материально поддерживать, то есть нормально оплачивать труд музыкантам, которые всю жизнь посвятили джазовой музыке. А также помогать им обучаться за границей, принимать участие на фестивалях в разных странах мира.

- Какие у вас планы?

- Джаз-клуб собирается продолжать и развивать музыкальные и культурные традиции, заложенные Джаз-центром, готовя в ближайшем будущем немало интересных проектов и концертов для истинных поклонников джаза. Если все пройдет хорошо, то мы в январе планируем сделать еще более грандиозное открытие. Каждый день у нас разная программа. И я рад, что по одному лишь кличу, что открывается Джаз-клуб, все музыканты изъявили желание быть рядом и согласились выступать у нас с еженедельной программой.

Хочу поблагодарить народного артиста Азербайджана, директора Филармонии Мурада Адыгезалзаде и Day.Az, которые настояли на этом интервью.

Вот наша программа на неделю, но в ней не все музыканты, которые будут выступать на этой сцене. Многие из них, такие, как Исфар Сарабский, Эмиль Афрасияб, Севда Алекперзаде, Шахин Новрасли, группа "Гайя" и "Раст" будут выступать периодически.

По вторникам выступают Салман Гамбарли (пианино), Эмиль Гасанов (бас) и Сергей Краснянски (барабан).

По средам - Джамиль Амиров (пианино), Руслан Гусейнов (бас) и Сергей Краснянски (барабан).

По четвергам - Ровшан Рзаев (пианино), Рауф Султанов (бас), Селим Рзаев (барабан) и Рафик Буньятов (гитара).

По пятницам - группа "Orient Express".

По субботам - Фарид Аскеров (вокал), Самир Султанов (пианино), Эмиль Гасанов (бас), Сергей Краснянски (барабан) и Самир Алиев (саксофон).

По воскресеньям - Эльчин Ширинов (пианино), Эмиль Гасанов (бас), Вагиф Алиев (барабан), Эмиль Алиев (вокал) и Лейла Мамедова (вокал).

Кямаля Алиева