"Воскресное чтиво" на Day.Az: «На выставке»

В рамках рубрики "Воскресное чтиво" Day.Az представляет рассказ "На выставке" наше постоянной читательницы Зулейхи Исмайловой

Мы призываем наших читателей продолжать посылать свои произведения на электронный адрес [email protected].

Сабина посмотрела на часы, было уже пять часов вечера, а это значит, что скоро надо будет выходить с работы и отправляться на выставку. Нет, она вовсе не такой уж большой любитель эстетики, который после тяжёлого рабочего дня бежит по театрам и выставкам, в поисках духовной пищи. Просто она обещала своей школьной подруге Айнуре, что обязательно придёт и поддержит её на сегодняшнем мероприятии.

Сабина была далека от творческого мира, ещё в школе её привлекали точные науки, особенно математика. Она с легкостью поступила в АГЭУ на финансовый факультет, а после его окончания тётя по отцу помогла, через своих знакомых, Сабине устроиться на работу в одну преуспевающую фирму. Сейчас Сабине только 25 лет, но она уже была на хорошей должности, со стабильным окладом.

Сабина взглянула на себя в зеркало, чтобы поправить свой новый шарф, который она надела специально для сегодняшней выставки. Несмотря на то, что ей было всего 25 лет, Сабина выглядела немного старше. Возможно, её взрослила короткая стрижка и осветлённые в блондинку волосы, которые никак не сочетались с чёрными глазами и смуглой кожей. В принципе, Сабине вполне нравилась её внешность, но ей всегда хотелось попробовать чего-то нового. Особенно она гордилась своим ростом - 1,75, что всегда выделяло её среди остальных девушек.

Вдруг в дверь кабинета, где работала Сабина, постучали. Она догадывалась, кто это был. В дверях показался молодой человек лет тридцати.

- Привет, Сабина. Как дела? - весело поздоровался молодой человек.

- Всё хорошо, Сабир, спасибо. У тебя как?

- Отлично!

Сабир давно пытался ухаживать за Сабиной, но всё как-то неуверенно. Сабина понимала, что нравится ему, но его неуверенность её раздражала. Они познакомились на работе, иногда пересекались во время обеденного перерыва. Сабир каждый день приходил в её кабинет ровно в пять часов, обещая себе, что сегодня обязательно куда-нибудь пригласит Сабину. Но так и не решался.

Вообще, Сабир был довольно умным и симпатичным парнем: высокий рост, хорошее телосложение. Но он с детства комплексовал из-за длинного носа, который, надо сказать, совершенно его не портил.

- Слушай... ээм... может мы сегодня... - Сабир замялся, но никогда он ещё не был так близок к успеху, как сегодня. - Ты сегодня после работы что делаешь?

- Подруга участвует сегодня на выставке в Музейном центре, и пригласила меня.

- А... понятно. Ну, ладно. Хорошего вечера. До завтра.

Сабир попятился и неловко вышел из помещения, глупо улыбаясь.

Сабина стояла посреди кабинета, и только сейчас подумала: "может быть, надо было предложить ему пойти со мной?". Но сразу отогнала от себя эту мысль: "Да ну его!".

Ровно в семь часов Сабина была уже на месте, в большом здании Музейного центра, который всегда восхищал её своими размерами и размахом. Снаружи музей напоминал ей что-то древнее, историческое, особенно его громадные колонны. Внутри всё было намного скромней: старый паркет, плохо закрывающиеся двери и потрёпанная мебель. Глядя на всё это, Сабине всегда становилось немного грустно.

Наконец она добралась до нужного зала, где уже было много народу, и стоял гул важно беседующих людей. Сабина стала оглядываться в поисках Айнуры, наконец, она заметила подругу в дальнем углу зала. Однако добраться до цели оказалось не так уж и просто. Повсюду шныряли журналисты, делая снимки с сосредоточенным видом, и операторы с телеканалов, расставившие огромные видеокамеры так, что гости постоянно спотыкались об них. Ну, и, конечно, посетители мероприятия, застывающие подолгу на одном месте, делая коллективное селфи в дружеской компании. 

Спустя полминуты Сабина всё же добралась до Айнуры. Та встретила её радостной и благодарной улыбкой.

- Я так рада, что ты пришла! - искренне обрадовалась Айнура.

- Ну что ты, это я рада, что ты меня сюда пригласила! - Ответила Сабина, лукавя. Надо сказать, что Сабина очень любила свою подругу, и считала её талантливой художницей, но уж очень ей было скучно на таких вечерах.

- Вот, познакомься, - сказала Айнура, указывая на ярко одетую девушку, по всему видно, художницу. - Это Лейла, художница, и просто хорошая девушка. Она и предложила мне принять участие в сегодняшней выставке.

Лейла натянуто улыбнулась и чуть заметно кивнула.

- Очень приятно! - ответила Сабина. - Меня зовут Сабина, мы с Айнурой вместе учились.

- А вы тоже художница? - спросила Лейла.

- О, нет, я занимаюсь финансами.

- Понятно, - разочарованно ответила Лейла.

Сабина всегда чувствовала себя не в своей тарелке, когда посещала подобные мероприятия по просьбе Айнуры. На них всегда было много творческих людей: художников, писателей, журналистов и даже актёров театра и кино. Разумеется, она тут никому не интересна со своими финансами, да и ей было трудно понять этих возвышенных людей.

Вдруг к ним подошла девушка, тоже художница, которую Сабина уже хорошо знала по предыдущим выставкам. Айгюн, так звали художницу, со всеми поздоровалась и весело сказала:

- Давайте сфотографируемся на фоне моей работы...

- Нет, - возразила ей Лейла. - Давайте сделаем красивое селфи, я недавно купила отличный монопод.

Все встали в традиционную позу, надев на свои хорошенькие лица самые обаятельные улыбки, натренированные благодаря ежедневным селфи.

- Дай-ка посмотреть, - сказала Айгюн, прищуриваясь, разглядывая фото, - по-моему отлично.

- Нет, мне не нравится, - сказала Лейла. - Давайте ещё раз.

Девушки ещё раз сделали снимок, и на этот раз все остались довольны.

Спустя десять минут началась официальная часть мероприятия. Вокруг микрофона, установленного посреди зала, собрались уважаемые люди, представители Союза художников. Один из художников начал речь, выражая благодарность организаторам и участникам выставки. Его тёмные глаза добродушно вглядывались в лица собравшихся, а чуть тронутая сединой борода, добавляла выражению его лица какую-то мягкость и теплоту.

После официальной части вновь заиграла монотонная джазовая музыка. Художники и гости выставки прогуливались по залу, мимоходом посматривая на картины. Сабина обратила внимание на большую картину с изображением спокойного моря, которое словно приглашало зрителя посидеть, вслушиваясь в морской шёпот, и помечтать о чём-то своём. Рядом висела картина, где было изображено бушующее море, с одиноким парусником, который вот-вот будет поглощен водной стихией. Рассмотрев ещё несколько картин, Сабина направилась к подруге, чтобы поделиться с ней впечатлениям.

Когда она подошла к Айнуре, та слушала рассказы Лейлы о том, как её хвалят известные художники и пророчат ей большое будущее в этой сфере. Неожиданно к девушкам подошёл худощавый парень в клетчатой рубашке, бежевой жилетке с большими карманами, и светло-голубых джинсах. Сабина подумала про себя: "типичный журналист".

- Здравствуйте, Айнура. Видел вашу картину, она очень красивая. Меня зовут Рамиль, я журналист.

- Очень приятно! -  ответила Айнура, краснея.

- Наш сайт хотел бы написать о вашем творчестве. Если вы не возражаете, давайте договоримся об интервью?

- Конечно, давайте...

- А меня зовут Лейла Заманова, - встряла неожиданно Лейла, - я тоже художница. Вот там моя работа, - продолжила Лейла, указывая на противоположную стенку. - Обо мне недавно писали в газете, вы, наверное, читали. Если хотите, я тоже могу дать интервью вашему сайту.

- Да, непременно, как-нибудь договоримся, - ответил Рамиль.

- Вы знаете, - не успокаивалась Лейла, - меня часто приглашают на различные международные проекты. И все опытные художники восхищаются моими работами, говорят, у меня большое будущее.

- Охотно верю, - ответил журналист. Он уже начинал нервничать, так как не любил таких некорректных людей, стремящихся пиариться на каждом шагу.

- Ладно, Айнура ханум, - сказал поспешно Рамиль, - вот моя визитка, позвоните мне завтра утром, и мы договоримся о встрече.

- Хорошо, - ответила Айнура.

- Возьмите мои контакты, - снова вмешалась Лейла. - Когда решите провести интервью со мной, звоните.

- Непременно, - сказал Рамиль, поспешно удаляясь.

- Слушай, Сабина, - обратилась Айнура к подруге, - ты же с работы, наверное, голодная. Пойдём в конец зала, там есть напитки и угощения.

- Да, пожалуй ты права, пойдём, - ответила уставшая Сабина.

Как только они подошли к выходу, в нос сразу же ударил запах вина. Возле стола, сервированного маленькими пирожными и канапе, столпилось много людей. Сабина взяла стакан вишнёвого сока и парочку канапе, невольно слушая беседы незнакомых людей, важно прохаживающихся с бокалами по коридору.

- Эта Мирзоева вообразила, что умеет рисовать, - заявила девушка в фиолетовом платье своему собеседнику с большим фотоаппаратом.

- И не говори, - ответил ей обладатель дорогой камеры. - У неё даже нет образования художника. Как она вообще смогла втиснуться на эту выставку? - возмутился он, отправляя пирожное себе в рот.

Вдруг, кто-то случайно задел локтём Сабину, так, что она чуть не пролила сок на свой светло-бежевый костюм.

- Ой, прошу прощения! - сказал невысокий молодой человек в чёрной шляпе, из-под которой спадали кучерявые волосы, стянутые в хвост тугой резинкой.

- Ничего страшного, - спокойно ответила Сабина.

Больше всего в этом художнике, а это точно был художник, судя по экстравагантному внешнему виду, её поразил пёстрый шарф, небрежно обнимавший шею молодого человека.

Когда Сабина и Айнура вернулись в зал, там уже было намного меньше людей, так что стало возможно разглядеть развешанные на стенах картины. Сабина вновь увидела ту девушку в фиолетовом платье. Она стояла рядом с какой-то миловидной девушкой возле большой и красивой картины с изображением нефтяных вышек. Сабина почему-то прислушалась к их разговору.

- Севиль, родная, я всегда говорила - ты талантливый художник! То же самое я твержу всем своим знакомым, Севиль Мирзоева - настоящий талант!

Сабина была в шоке, ещё пять минут назад, девушка в фиолетовом платье говорила своему собеседнику об этой Севиль совсем другие вещи. Сколько бы Сабина не сталкивалась с подобными вещами, она всё равно не переставала каждый раз удивляться лицемерию таких людей.

Сабина ещё пятнадцать минут походила по залу, рассматривая картины, и решила уйти домой. Завтра её ждал сложный день на работе, поэтому ей хотелось как следует отдохнуть. Попрощавшись с Айнурой и поблагодарив за прекрасный вечер, Сабина покинула музей. Она спустилась с одним только желанием - поскорее поймать такси и поехать в тёплый дом, где её ждёт мама с вкусным ужином. Вдруг знакомый голос окликнул её.

- Сабина, подожди.

Это был Сабир. Он приехал сюда, но зачем?

- Я не зашёл, потому что не знал, в каком ты зале, а позвонить не решился, не хотел беспокоить. Потом решил, что дождусь тебя, хотя бы провожу до дома.

Сабина была очень рада такому сюрпризу. Сабир ещё ни разу, за весь год их знакомства, не проявлял такой решительности.

- Я рада тебя видеть. Жаль, что ты не позвонил мне. Ничего, в следующий раз мы вместе пойдём на такое мероприятие, - ответила Сабина, улыбаясь.

Лицо Сабира озарила улыбка. Сабина про себя подумала, что никогда не замечала, насколько у него добрые и открытые глаза. Он галантно подставил локоть своей спутнице, и они медленно пошли к его машине, прислушиваясь к шуму вечернего города.

Зулейха Исмайлова