Заслуженный артист России: Бакинская публика для меня такая же родная, как и московская

Сегодня в 19:00 в Азербайджанской государственной филармонии состоится концерт Азербайджанского государственного симфонического оркестра имени Уз.Гаджибейли под управлением художественного руководителя и главного дирижера народного артиста Рауфа Абдуллаева. Солистами вечера будут заслуженный артист России Александр Гиндин и Саида Таги-заде.

В преддверии концерта музыканты дали интервью Day.Az.

- Александр, что вас притягивает каждый раз в Азербайджан?

А.Гиндин: В этот раз притянула Саидочка, в прошлый раз - Дмитрий Яблонский. У меня здесь очень много друзей. Никакой город не имеет никакого смысла, если там нет людей, с которыми ты дружишь и с которыми тебе хорошо. Если в стране такие люди есть, то и она хорошая. В вашей стране очень много моих друзей и любимых коллег. Всегда с удовольствием сюда приезжаю.

- Знакомы ли вы с культурой нашей страны?

А.Гиндин: Постепенно знакомлюсь. Я знаю ваших композиторов Узеира Гаджибейли, Фикрета Амирова, Гара Гараева и просто мечтаю сыграть их произведения. Уверен, что в скором времени это произойдет.

- Как зародилась идея вашего совместного концерта?

А.Гиндин: Все произошло случайно. Мы в прошлом году оба принимали участие на Габалинском фестивале, и с тех пор у нас сложились дружеские отношения.

С.Таги-заде: Я предложила Саше вместе сыграть в сопровождении нашего Симфонического оркестра, и он согласился. Благодаря поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана и Филармонии мы смогли реализовать наш концерт.

- Удалось уже установить контакт друг с другом?

А.Гиндин: Да, конечно. На самом деле контакт мы установили еще до первой репетиции. В фортепианном ансамбле, поскольку эта вещь достаточно тонкая, прежде всего, важен человеческий контакт. Если его нет, то и творческого контакта тоже не будет. Не раз был свидетелем того, как на пианисты после окончания  концерта покидают сцену, не прощаясь друг с другом. Это неправильно. Значит, они не смогли найти контакт между собой.

С.Таги-заде: Контакт между нами установился быстро и легко. Мне ни капельки не тяжело работать с Сашей. Мне кажется, что мы с ним давно друг друга знаем.

- Александр до этого приходилось ли играть на одной сцене с азербайджанским пианистом?

А.Гиндин: Да. Первый раз играл с Мурадом Адыгезалзаде. Мы с ним сыграли вместе несколько произведений, и оба получили огромное удовольствие. Мурад - профессионал своего дела, поэтому с ним легко и приятно работать. Знаком также с Фархадом Бадалбейли, но, к сожалению, пока с ним не играл на одной сцене. Он так же, как и Мурад, мой друг. Мы часто видимся  на концертах за границей. Мне везет, потому что каждый раз на моем пути в Баку попадаются приятные и легкие на общение люди.

- Кто выбирал репертуар концерта?

С.Таги-заде: Наши мысли совпали и в плане репертуара. Мы решили сыграть произведения В. А.Моцарта "Концерт № 7 фа мажор для двух фортепиано с оркестром, KV 242" и Ф. Мендельсона "Концерт ля-бемоль мажор для двух фортепиано с оркестром". Они не так часто исполняются, поэтому публика будет в восторге.

А.Гиндин: Мы решили сыграть оркестровый концерт.  Я первый раз даю концерт в Баку, поэтому решил, что лучше начать именно с этих произведений. Они оба совершенно равноценные великолепные сочинения и по мастерству написания фортепианного дуэта, и музыкальному масштабу.

- Можете назвать отличительную черту азербайджанской публики?

А.Гиндин: В Азербайджане, как и в других странах постсоветского пространства, влияние советской школы очень большое, ведь когда-то мы были одним государством. Исходя из этого, хочу сказать, что ваша публика воспитана так же, как и московская, то есть на тех же образцах и на той же школе, поэтому мне трудно сравнивать. Ваша публика мне, как родная.

С.Таги-заде: Дай Бог, чтобы эта схожесть всегда чувствовалась.

- Почему уменьшился интерес зрителей к классической музыке?

С.Таги-заде: Мне кажется, что всему виной Иинтернет. Люди считают, что вместо того, чтобы сходить на концерт, можно посмотреть выступление любого исполнителя, лишь дав поиск в Google. Они не понимают, что это не одно и то же.

А.Гиндин: Я думаю, что самый первый враг классической музыки - нынешнее телевидение. Я имею в виду формат подачи информации. Если присмотреться, на всех каналах и в российских, и зарубежных трехминутный формат, а дальше показывают или рекламу, или что-то другое. Если подойти к этому вопросу с медицинской точки зрения, то три минуты концентрации - это норма пятилетнего ребенка. Самое страшное то, что постепенно эти минуты уменьшаются. А классическая музыка, прежде всего, требует внимания, умение концентрироваться на чем-то одном. В наше время необходимо не только организовывать концерты, но и воспитывать публику. Это очень ответственная работа. Если  ее сейчас не проводить, то следующее поколение вообще не будет приходить на концерты.

С.Таги-заде: Для этого нужно проводить хотя бы получасовые концерты для детей, чтобы они сидели и слушали. Все начинается с детства.

- Как относитесь к современной классической музыке?

А.Гиндин: Есть такой фильтр, как время. Если мы немного окунемся в эпоху Моцарта, то увидим, что там тоже были сотни композиторов: кто-то из них писал очень хорошо, кто-то - менее хорошо. Время их отфлиртовало и остались только самые лучшие. Я считаю, что время покажет, будет жить их музыка или нет, но мы, скорее всего, этого уже не увидим.

- Конкуренция среди молодых пианистов большая?

А.Гиндин: Да, но они все одинаковые. У них нет индивидуальности. Раньше не было ни телевизоров, ни Интернета, и каждый, как чувствовал, так и играл. Их игра не была похожа друг на друга. Если послушать пианистов XX века, то сразу можно угадать, кто это играет, а сейчас это невозможно различить. Современные музыканты играют здорово, но одинаково.

- В чем ваша индивидуальность?

А.Гиндин: Я не могу этого сказать. Лучше спросить это у слушателей.

С.Таги-заде: Я могу сказать, что мне очень комфортно играть с Сашей. Он очень тонкий музыкант.

- И напоследок, ваше обращение к бакинским зрителям?

А.Гиндин: Я хочу призвать их не терять любви к музыке.

Кямаля Алиева