Мне несколько раз "дарили" жизнь - Мабуд Магеррамов готовится к юбилею

Мабуд Магеррамов - народный артист Азербайджана, актер Государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна, человек яркий, харизматичный. Его по праву можно назвать настоящим любимцем публики. Судьба артиста удачно сложилась как в театре, так и в кино, он неповторим в каждом образе, будь то главная роль или небольшой эпизод. В марте этого года Мабуд Магеррамов отпразднует 60-летие. С кем артист отметит юбилей, как готовится к знаменательной дате, что для него значит возраст, - об этом и многом другом Мабуд Магеррамов рассказал корреспонденту Trend, передает Day.Az.

- Мабуд муаллим, совсем скоро вы будете отмечать 60-летие. Как говорится, "день рождения - праздник детства". Помните, каким был этот праздник в вашем детстве?

- Родители очень любили пышно отмечать мои дни рождения. Говорят: "гуляла свадьба три дня и три ночи". А у меня часто было так - два дня и две ночи. Обычно 12 марта собирались родственники, а 13-го - уже мои друзья. Квартира, в которой мы жили, была маленькой и не позволяла в один день собрать всех. Поэтому часто праздновали два дня.

- А какой подарок или поздравление вам больше всего запомнились?

- Признаюсь, у меня три дня рождения...

- Расскажите подробнее...

- Первое - официальное, 12 марта, вторым днем рождения считаю 3 апреля, так как давно в этот день меня оперировали, и я находился на грани жизни и смерти. Еще одним днем рождения считаю 21 октября - день, когда попал в страшную автомобильную аварию по дороге в район. Тогда в машине находились моя супруга, сестра, племянник, муж моей сестры. Можно сказать, что мы вернулись с того света.

- Вас можно назвать везучим человеком...

- Да, поэтому самый большой и дорогой подарок, который мне запомнился в жизни, - это то, что мне несколько раз "дарили" жизнь.

- По гороскопу вы - Рыба. Говорят, люди этого знака зодиака обладают хорошей интуицией. Что можете сказать о себе?

- Да, у меня дикая интуиция. Я чувствую некоторые вещи и понимаю, что это какой-то месседж или сигнал, что нужно что-то сделать, куда-то поехать, или наоборот. А в приметы по большому счету не верю. Например, число тринадцать или если черная кошка перешла дорогу для меня грандиозного символического значения не имеют. Хотя в театре есть примета - если актер роняет сценарий, нужно обязательно на него сесть, иначе ты завалишь роль.

- Давайте вернемся к вашему предстоящему юбилею. Многие говорят, что шестьдесят - это возраст свободы. Вы с этим согласны?

- Все зависит не от количества лет, а от того состояния, в котором ты находишься. Я тот же Мабуд, который в 1977 году, еще будучи студентом театрального института, впервые вышел на подмостки этого театра. Я остался для себя именно в том состоянии, в котором был. Иногда, когда мне в театре молодежь говорит Мабуд муаллим, или на улице обращаются "эми" или "дайы" (прим.авт - на азербайджанском языке "дядя"), я вздрагиваю, потому что мне как-то непривычно. Даже встречаясь, общаясь с некоторыми людьми, которые младше меня, мне кажется, что они старше, у меня такое ощущение. Я все время чувствую себя маленьким ребенком.

- Вы сказали, что впервые вышли на подмостки театра в 1977 году. Получается, что у вас двойной юбилей, еще и 40 лет, как вы служите в театре.

- Я об этом даже не подумал (улыбается). Вообще трудовая книжка в театре у меня открыта с 1978 года. Я учился в институте, наш мастер Джаннет Салимова, ставя спектакль, привлекла к нему свой курс. И тогда для меня было счастьем выйти на сцену, у меня была роль со словами.

- Мабуд муаллим, у вас в театре есть замечательная традиция - ставить спектакли к юбилеям актеров. Расскажите о постановке, которая готовится к вашему юбилею. Кто выбирал пьесу, вы или Александр Яковлевич Шаровский (прим. авт. - народный артист Азербайджана, главный режиссер театра)?

- Мы долго искали материал, было очень много вариантов, и, наверное, учитывая мою специфическую профессиональную черту - такую эксцентричную манеру игры, Александр Шаровский предложил пьесу Карло Гольдони. Человека, который ушел от традиционной комедии дель арте и перешел к народному театру. Для комедий дель арте практически не писался текст, они были импровизационные. Жанр постановки "Сеньор Тодеро - хулиган" - это буффонада с элементами комедии дель арте.

Комедия дель арте предполагает ужимки, прыжки, повороты, эксцентрические движения... Поэтому Александр Яковлевич сказал, что для актера, обладающего эксцентрическими способностями, такого азербайджанского Луи де Фюнеса, этот спектакль нужно сделать таким, чтобы он отличался от того, что ставили ранее. Мы не связываем постановку с каким-то временным отрезком, не делаем исторический спектакль. Это такая история про жизнь.

- А кто ваши партнеры по спектаклю?

- У нас очень хороший актерский ансамбль. Вспоминаю слова Максуда Ибрагимбекова, который на вопрос о том, что самое приятное в жизни, сказал: "Самое приятное в моей жизни, это когда утром я выхожу из дома и не встречаю ни одной противной рожи". Поэтому, когда мы с Александром Яковлевичем говорили о спектакле, я сказал, что хочу, чтобы была приятная, миленькая, хорошая компания.

И у нас собралась такая компания - это заслуженные артисты Наталья Шаровская, Фуад Османов, Мелек Абасзаде, актеры театра Мария Дубовицкая, Максуд Мамедов, Ибрагим Ахмедов (Чингиз), Ольга Арсентьева, Олег Амирбеков, Надир Абдулрагимбеков, Милана Соколенко и Эльшад Муртузов. Литературную редакцию пьесы делала заслуженный работник культуры Валентина Мусаевна Резникова, художник-постановщик - заслуженный работник культуры Ольга Аббасова, а хореография - Раули Турккан. Над музыкальным оформлением работает заслуженный работник культуры Владимир Неверов. Он - человек театра, выдающийся, великолепный профессионал, его музыка не просто фон, оформление, она существует как действующее лицо спектакля.

Не могу не сказать о Галине Гусевой - ассистенте режиссера, она помогает, следит за всем - и за текстом, и за правильностью исполнения мизансцен, подсказывает, так как иногда мы придумываем что-то интересное, а на следующей репетиции можем забыть.

- Расскажите об образе, который вы воплотите в этом спектакле.

- У Карло Гольдони спектакль имел несколько названий - просто "Сеньор Тодеро", "Сеньор Тодеро - хозяин", "Сеньор Тодеро - скряга", "Сеньор Тодеро - хулиган", там есть очень много эпитетов. Например, театр "Сатирикон" поставил спектакль "Сеньор Тодеро - хозяин", а мы решили, что наш герой будет такой, как говорят "седина в бороду, бес в ребро", овдовевший давно человек, тем не менее неравнодушный к женскому полу. Сейчас не буду рассказывать, как будет решаться спектакль, потому что это такой хрупкий "организм", что в процессе все может меняться.

- Давайте поговорим о театре, в котором вы служите столько лет. В 2008 году он вновь распахнул свои двери после реставрации и реконструкции.

- Могу сказать, что 2008 году началась новая жизнь театра. После капитальной реставрации здесь установлено современное оборудование, отвечающее высоким стандартам, созданы все условия, как для работы творческого коллектива, так и для комфорта зрителей. Приятно наблюдать, как публика с большим интересом посещает постановки, ждет премьерных спектаклей. За последние годы Баку очень преобразился, стал еще более красивым, в город приезжают многочисленные зарубежные гости, которые также посещают и наш театр. Отрадно слышать от них положительные отзывы. Большая заслуга в слаженной работе коллектива театра принадлежит руководству. Директор Адалят Гаджиев - это человек театра. Нам с ним очень комфортно работать.

- Мабуд муаллим, что бы вы хотели сказать зрителям, которые всегда с большой радостью приходят на ваши спектакли?

- Мы всегда им рады, пусть приходят к нам. Для того, чтобы зрительская культура росла, нужно ходить в театр, приводить детей, чтобы они знали, что такое театр. Мне бывает обидно, композитор напишет музыку и она остается на века, то же самое с художниками, кинематографистами. А мы на сцене сиюминутно создаем живой шедевр, и он уходит... Завтра тот же спектакль мы сыграем, но как-то совсем по-другому, потому что мы зависим от настроения и от состояния зрителя, который посылает нам импульс. Если бывает тяжелый зритель, то и сам куксишься, а если публика дает заряд, то и спектакль заиграет, заживет совсем по-другому. Так что, наша служба и опасна, и трудна, и бесценна...

- Спасибо вам! С нетерпением ждем встречи с Сеньором Тодеро.