Улькяр Алиева: В России знают и исполняют азербайджанский балет

На сцене Татарского театра оперы и балета прошёл юбилейный ХХХ Международный балетный фестиваль им. Рудольфа Нуриева. По инициативе основателя и главного редактора Belcanto.ru, руководителя оперного еженедельника OperaNews.ru и целого ряда интернет-проектов - Ивана Фёдорова, в качестве критика российская сторона впервые пригласила известного азербайджанского театрального и музыкального критика, публициста, доктора искусствоведения, профессора Азербайджанской Национальной Консерватории Улькяр Алиеву, которая поделилась с Day.Az своими впечатлениями о прошедшем фестивале.

- Улькяр ханум, чем отличается балетный фестиваль в Казани от подобных международных форумов?

- Прежде всего тем, что его благословил сам Рудольф Нуриев. Немногие престижные фестивали могут похвастаться, что при жизни великих деятелей искусств получили одобрение, а также покровительство тех, чьё имя эти форумы с гордостью носят. И этот факт стал поистине бесценным для казанского фестиваля. Проводимый уже в 30-й раз, Нуриевский фестиваль в календаре международных балетных форумов стал не только одним из самых солидных фестивалей академического балетного искусства на постсоветском пространстве, но и в Европе.

Казанский фестиваль - это всегда череда ярких постановок, подобранных по признаку стилевого разнообразия. Фестиваль открыли хозяева сцены, которые представили своё оригинальное прочтение балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" в хореографической версии Бориса Мягкова и в новой редакции Владимира Яковлева, вызвавшей интерес как у специалистов, так и у публики. Было представлено и классическое балетное наследие - балеты "Лебединое озеро" П.Чайковского, "Баядерка" Л.Минкуса, "Жизель" А.Адана, а также "Эсмеральда" Ц.Пуни и Р.Дриго (в оригинальной хореографии А.Петрова), "Дон Кихот" Л.Минкуса (в редакции В.Яковлева).

В рамках тематических вечеров были представлены два спектакля в хореографии Владимира Васильева - балет "Анюта" на музыку В.Гаврилина и "Dona nobis pacem" на музыку знаменитой си минорной "Мессы" И.С.Баха, которые привлекли внимание своим характерным синтезом хореографии, вокала и драматического театра.

Лично мне было интересно посмотреть яркий национальный балетный эпос "Золотая орда" на музыку современного татарского композитора Резеды Ахияровой в постановке известного бакинским балетоманам хореографа Георгия Ковтуна.

Казанский фестиваль всегда радует созвездием балетных исполнителей. И на сей раз участниками фестиваля стали более 30 приглашенных танцовщиков, вокалистов и дирижеров, в том числе ведущие солисты Венской государственной оперы, Парижской Гранд-оперы, Национального балета Мюнхена, Большого театра России, Мириинского театра, Софийского национального театра оперы и балета, солисты труппы "Кремлевский балет", Московского театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, Оперного театра Земпера (Дрезден), Норвежского национального балета, Национального балета Испании, Михайловского театра.

Фестивали подобного уровня - это всегда своего рода витрина, которая предоставляет зрителям уникальную возможность познакомиться со всей палитрой балетного искусства, открыть для себя новые имена зарубежных мастеров балетной сцены, представляющих свои школы, свой стиль исполнительского искусства. А для специалистов - это возможность для серьёзных размышлений о путях развития балетного искусства.

- И какие предварительные размышления наводит Нуриевский фестиваль?

- Нельзя категорично ответить на этот вопрос. С одной стороны, мы видим прекрасных талантливых исполнителей, которые бережно хранят чистоту и красоту классического танца. К примеру, нельзя не отметить великолепное выступление этуали Гранд-оперы - Доротеи Жильбер, которая показала практически эталонную Жизель. С другой, на примере солиста Мюнхенского балета - кубинского исполнителя Осиэля Гунео - вновь приходится удивляться, как можно при таком хорошем техническом потенциале и бездной сценического обаяния, столь, с позволения сказать, неряшливо танцевать?

Нуриевский фестиваль вновь показал, что исполнители из Азии занимают достойную "нишу" исполнителей "вставных" Па-де-де, героев второго плана. Их отличают, прежде всего, прекрасные технические возможности. На фестивале я впервые увидела в "Лебедином озере" японского Зигфрида - солиста Венской оперы Масаю Кимото.

- Сейчас много говорят о том, что классический балет больше приобретает черты спортивной акробатики...

- Есть такой момент. Увы, но публика любит акробатические элементы в балетных спектаклях и многие исполнители, в угоду публики, начинают (как выражаются сами балетные) проявлять трюкачество.

На Гала-концерте постановщик и ведущий завершающего фестивального вечера - Андрис Лиепа показывал слайды фотографий и видео с выступлением Рудольфа Нуриева, выделяя тот или иной фантастический по красоте и сложности прыжок. А я невольно, глядя на выступление великого танцовщика ХХ века, подумала, для Р.Нуриева техника - это всего лишь естественное продолжение танца, его выражение и продолжение. Хотелось, чтобы современные исполнители помнили об этом.

В целом, создаётся такое ощущение, что для современных балетных исполнителей сейчас главное не образ (псевдо-рафинированные позы в лирике и "стрельбу глазами" в бравурных партиях нельзя считать за образы), а техника - поразить шпагатом, турами и т.д. Сейчас даже пытаются "стандартизировать" внешние данные балетных артистов. Я смотрю на старые кадры с великолепной Г.Улановой и думаю, что её сейчас бы и близко не подпустили к ведущим партиям - нестандартная плотная для современной балерины фигура. Сейчас модна в балете фактура а ля У.Лопаткина или С.Захарова - рослые, болезненно худые и с длинными манекенными конечностями (при всём уважении к профессиональным качествам этих замечательных современных балерин).

Мало того, появились ограничения для балерин с низким ростом, чтобы в будущем не "ломали" линии кордебалета. Легендарная М.Кшесинская также не подошла бы под современные параметры - слишком маленький рост (полтора метра) и лишний, даже по понятиям того времени, вес. Я уже не говорю о Марго Фонтейн - её солидный для балета возраст сейчас бы посчитали, пользуясь современной терминологией, неликвид и принудительно отправили на пенсию.

Но парадоксально, я не уверена, что современные балетные исполнители войдут так ярко в историю балета как Г.Уланова или М.Кшесинская. У этих балерин прошлого был образ, обаяние, харизма. А когда смотрю на кадры выступления Р.Нуриева с М.Фонтейн, то даже через экран "захлёстывает" их удивительная энергетика - море нежности и любви.

- Каков был уровень организации балетного марафона в Казани?

- На самом высоком уровне. Казанцы гордятся своим фестивалем, интерес огромный - достаточно отметить, что все билеты были проданы за два месяца вперёд. Во время пребывания в столице Татарстана в своих телевизионных интервью я отметила, что солидный опыт работы и профессионализм, помноженный на искреннюю заботу о театре и о зрителях (и в целом о культурном имидже своей республики) - есть плод той работы, которая была проделана руководством театра для того, чтобы подарить татарским зрителям и гостям фестиваля настоящий праздник балетного искусства.

- Для проведения фестиваля столь высокого уровня необходима также и мощная финансовая поддержка?

- Безусловно. Международный казанский балетный форум не только получает всестороннее содействие со стороны руководства Татарстана, но и имеет солидную финансовую и организационную поддержку со стороны своих партнёров.

Я каждый раз не устаю повторять, где наши спонсоры, почему они не поддерживают наш отечественный Театр оперы и балета, который является ведущим театром страны и одним из старейших музыкальных театров на постсоветском пространстве? Почему какие-то сомнительные шоу-проекты проходят при спонсорской поддержке целого ряда солидных компаний, а все постановки в Театре оперы и балета осуществляются благодаря либо государственной помощи, либо обходясь собственными силами? В моей памяти остался лишь один такой случай, когда я видела логотип нашей компании в программе театра, спонсировавшего приезд и выступление Светланы Захаровой. А ведь по уровню Театра оперы и балета судят о положении академического искусства страны. Многие азербайджанские исполнители, которые сегодня блистают на мировых музыкально-театральных подмостках, прошли школу становления, "наработки" репертуара в отечественном театре оперы и балета.

И в этом смысле нельзя не восхищаться патриотизмом татарских компаний, вкладывающих средства в поддержание своей музыкальной культуры, лучших театральных традиций своей страны. И это - хороший пример для отечественных компаний и спонсоров.

- А насколько хорошо знают в Казани азербайджанский балет?

- Знают, и довольно хорошо. Азербайджану есть, чем гордиться - у нас своя славная история балета и балетного исполнительства. Балет "Девичья башня" стал первым балетом на мусульманском Востоке, а воспитанники отечественного Хореографического училища (ныне Хореографической академии) всегда выступали на ведущих мировых подмостках.

Из современных азербайджанских исполнителей знают Тимура Аскерова, Чинару Ализаде, Нигяр Ибрагимову. Отмечают руководителей балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра: главного балетмейстера Эльдара Алиева, а также заведующего труппы - Александра Куркова, который также является воспитанником нашего Хореографического училища.

Афиши многих городов России украшены названиями балетов Ф.Амирова, Г.Гараева, А.Меликова, П.Бюльбюльоглы. В частности, в постоянном репертуаре Татарского театра оперы и балета идёт спектакль "Тысяча и одна ночь" Ф.Амирова.

- А как вам показалась балетная труппа Татарского театра оперы и балета?

- Замечательная высокопрофессиональная труппа, которая не только выглядела достойно, но и порой гораздо предпочтительнее (в плане исполнительского и актёрского мастерства) своих зарубежных коллег. И в этом, несомненно, заслуга директора театра - Рауфаля Сабировича Мухаметзянова - инициатора и организатора двух фестивалей, которые прославили Казань: балетного Нуриевского фестиваля и Шаляпинского оперного форума.

В целом, нужно отметить, что Татарстан сейчас переживает своего рода культурный ренессанс, потому что чувствуется поддержка и забота руководства республики - бывшего президента Минтимера Шаймиева и нынешнего главы Татарстана Рустама Минниханова.

Во время моего пребывания на Нуриевском фестивале, в Казани проходил ещё один форум - Международный фестиваль имени С.Рахманинова и известный татарский театральный критик Татьяна Мамаева пригласила меня на открытие фестиваля. Именно по инициативе её мамы - Ольги Константиновны - Рахманиновский фестиваль получил своё название - "Белая сирень". 

Хотелось бы особо отметить, что на протяжении всего фестиваля я чувствовала к себе тёплое, доброжелательное внимательное отношение со стороны всего руководства, творческого и административного коллектива театра. И, пользуясь случаем, я бы хотела выразить свою искреннюю благодарность всему замечательному коллективу Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля.

-  Улькяр ханум, вы в первый раз посетили Казань. Ваше впечатление от столицы Татарстана?

- Самое благоприятное. Удивительный, неповторимый по своей красоте город со своей по-восточному мягкой и тёплой аурой. Чем больше я посещаю международные форумы, тем больше начинаю осознавать, что в памяти откладываются не только фестивали, конкурсы, конференции или культурно-историческое наследие принимаемой стороны, но, прежде всего, люди. А жители Татарстана - замечательные, гостеприимные, доброжелательные, отзывчивые, как и в Азербайджане. В целом, создавалось такое ощущение, что попала в родной город, тем более не было никакого языкового барьера - как в плане русского, так и татарского языка, который я прекрасно понимала.

Лала Мамедова