Арзу Гусейнова: Простора для вдохновения в азербайджанской культуре хватит на десятилетия творчества

Наша соотечественница Арзу Гусейнова (Auzzy) модный консультант и дизайнер, проживающая в Лос-Анджелесе (США) и недавно создавшая коллекцию в восточном стиле для фестиваля Burning Man, пишет книгу об истории национальной азербайджанской одежды. В беседе с Day.Az, Арзу рассказала о проекте всей своей жизни, переезде в Лос-Анджелес и любви к азербайджанской культуре. 

Автор фото: Елизавета Сычевская

Мне пришлось много переезжать. 90-е были нелегкими для нашей семьи - отец железнодорожник, а мать портниха, жили очень скромно. Папе, несмотря на то, что он работал в нескольких местах, было сложно обеспечивать нас, и как только мы немного подросли, мама начала работать в ателье. Ателье мамы было прямо возле школы, а так как мы жили далеко от школы, она не могла нас везти домой, и мы с братом ждали окончания её рабочего дня в ателье. Думаю, что именно оттуда и началась моя любовь к тканям и одежде. В 1997 году, когда мне было 10 лет, мы переехали из Баку в Петропавловск-Камчатский.

Мы жили вдали от Родины и не имели никакой финансовой возможности ездить в отпуск домой, в родной Баку. Возможно, именно эта любовь и тоска по Родине всегда романтизировали и идеализировали для меня образ Азербайджана. Музыка, ковры, аромат чая с чабрецом, стаканы армуды (у меня даже тут есть набор), это все вызывает теплые чувства. Любая хорошая восточная мелодия пробуждает в моей фантазии целый калейдоскоп деталей одежды, порой даже не дает уснуть.

Автор фото: Видади Мустафазаде

Наши национальные костюмы - это шедевры текстильного искусства, а знакомы с ними далеко не многие. Скажу даже больше, - в нашей стране не многие видели оригинальные костюмы, и знают, как они роскошны. Я не планирую копировать, может быть, что я воссоздам точные копии для своей коллекции, когда будет возможность, но там детализация должна быть просто на 100 процентов точная, а это - задача не из легких. Простора для вдохновения в нашей культуре хватит на десятилетия творчества. Даже не представляю себе, что такого западного я могу создать, что бы отражало мой внутренний мир. Думаю, я уже запрограммирована под Восток (смеется). 

Автор фото: Видади Мустафазаде

Человек будущего - это человек, ценящий историю и значение культуры в нашей жизни. Я бы не хотела видеть в будущем людей в гидрокостюмах, как это обычно показывается в футуристических фильмах. И, задумавшись об этом, я решила: "Не хочешь? Меняй! Вноси свой вклад". Наверное, это потому, что я не отношусь к числу людей, которые беспомощно сидят и наблюдают за тем, как их жизнь катится куда они не хотят. В конечном итоге, не хочется быть в старости бабулей, преисполненной сожалений и разочарований. Если даже не получится, хотя бы буду знать, что я предприняла что-то и это не сработало. 

Автор фото: Видади Мустафазаде

В Баку я познакомилась с моими дорогими друзьями, основателями коллекции FR-collection - огромной на сегодняшний день коллекцией оригинальных античных предметов национальной одежды Азербайджана - Русланом Гусейновым и Фуадом Джабраиловым. Мне посчастливилось прикоснуться к нарядам, рассмотреть их, сочетать между собой, слушать рассказы Руслана и Фуада о регионах, традициях и причинах использования того или иного материала.

Я влюбилась в эти истории и эту одежду, и поняла, что сама знаю недостаточно. Когда начала читать всю информацию об истории азербайджанского текстиля, поняла, что в книгах очень много неточностей. Вот и захотелось заняться созданием нового источника, чтобы в наших вузах, где преподают историю национального костюма, использовали мою книгу. Опять же, мечты и амбиции. Сейчас нахожусь в процессе поиска любой литературы, в которой так или иначе есть изображения и информация об азербайджанском костюме. Так что, если у кого-то есть необходимая литература и они готовы отдать ее, то всегда могут написать мне.

Автор фото: Видади Мустафазаде

Писать книгу об азербайджанской национальной одежде я начала еще в 2014 году. Из-за недостатка нужной мне информации, этот процесс движется в замедленном темпе. Когда книга будет готова, я хочу опубликовать ее на русском, английском и, конечно, азербайджанском языках. Не знаю точно, сколько времени займет написание книги, но это проект всей моей жизни.

В школе я занималась боевыми искусствами, плаванием, играла в футбол, все время была на спортивной площадке. Мама, помню, ругалась, что девичьи развлечения меня не интересуют, и чтобы она не ворчала на мои занятия по футболу, я 5 лет отходила параллельно на бисероплетение и пошив мягких игрушек. Дом был полон моих поделок, а мама радовалась (смеется).

После школы, поступила в Университет на специальность Социально-культурный сервис и туризм, гостиничный бизнес. Все 5 студенческих лет уже занималась восхождениями на вулканы, сплавами по диким горным рекам Камчатки, лыжными походами и т.д. Есть даже разряды по технике водного и лыжного туризма. Каждое лето было обеспечена работой в качестве повара на маршрутах с иностранными туристами, помощника гида или переводчика с английского на русский языки. 

После окончания университета я вернулась в Баку, полная надежд и амбиций покорить его. Я мечтала открыть свой журнал, запустить линию одежды, организовывать показы мод. Хотела найти молодых дизайнеров и развиваться вместе с ними. К моим мечтам все относились снисходительно и стремились приземлить. Но это, наверное, влияние моего имени - я слишком мечтательна (смеется). Есть хорошая фраза, автора которой не помню, к сожалению: "Все что есть сегодня, вчера было всего лишь мечтой в чьей-то голове".

Я успела проработать какое-тот время в журнале Fashion Passage на разных позициях, еще в России был опыт работы в журналах. Но я мечтала открыть свой журнал, и в 2012 году, после 7 лет мечтаний, я нашла единомышленников и мечта о журнале стала реальностью - появился Hipster Magazine. Это было удивительное и незабываемое приключение, люди, с которыми свел меня этот проект, остались друзьями на всю жизнь. К большому сожалению, этот проект был приостановлен, а впоследствии закрыт.

Как получилось, что я переехала в Лос-Анджелес - это довольно романтичная история (смеется). Сразу, как переехала в Баку, я познакомилась с молодым человеком, которого сразу же и полюбила. Это была его мечта, переехать в Лос-Анджелес и работать в кинематографе. Я же хотела жить в Сиднее, но рассказы и совместные просмотры фильмов об этом городе ангелов, привлекли мое внимание, и когда все проекты закрылись, жизнь как бы сама толкала меня на переезд куда-то для начинания с чистого листа. Конечно, я поехала в "наш" город. Я влюбилась в этот город сразу же. Американцы называют его Dream Factory, так и есть на самом деле (смеется). Мы полагаем, Бог располагает. Теперь я здесь, а он там. В моей жизни его больше нет, но остался город, который он мне подарил.

Пережив болезненный этап адаптации и, поняв, что теперь я сама по себе, я стала решать, с чего начинать. Я работала в салоне красоты на Беверли Хиллс администратором, потом рисовала скетчи для дизайнеров, которые не умеют рисовать, работала в транспортной компании и др.

Фото сфестиваля Burning Man, модель: Аллана Маунаи, автор фото: Сана Нодельман

Лайфстайлинг и модные консультации - это то, с чего я начала свой "модный" путь в Штатах. Начала с друзей - меняла их стиль, разбирала гардероб, помогала правильно сочетать вещи, потом дала объявление и теперь в основном работаю с американскими клиентами. Самое интересное для меня в моей работе - ходить на шоппинг. Так получилось, что большинство моих клиентов мужчины, и признаюсь по секрету, с ними намного легче работать (смеется).

Пару месяцев назад друзья подписали меня вести видео-блог на YouTube. Все началось со съемок моей коллекции для фестиваля Burning Man, мое самое первое видео в блоге о процессе фотосессии. Ведение блога тоже можно назвать полноценной работой, учитывая степень занятости. И мне начинает нравиться все время ходить с камерой. Думаю, в скором времени будет очень интересный контент.

Швейную машинку для себя я купила, как только переехала в отдельную квартиру, через 4 месяца после переезда. Подшивала вещи для знакомых за небольшую плату. А дальше уже по накатанной, с малого дошла до решения начать с Burning Man фестиваля. Все начиналось по принципу "ввяжемся в бой, а там посмотрим". Все, что я делала, самое веселое и безумное, начиналось именно с этого предложения. У меня нет специального образования - я самоучка. Росла в ателье, пробовала, проходила короткие двухнедельные, или трехдневные курсы, которые находила в перерывах между командировками в Европе. Здесь я наконец поступила на факультет дизайна одежды в хорошем колледже. И это только начало. Очень надеюсь и верю, что через два года смогу себе позволить обучение в одном из самых престижных учебных заведений в мире - Parsons School of Design.

Франгиз Агаларова