Израиль вступает в газовую гонку с Азербайджаном

На кону - европейский рынок.

Напряженность в отношениях между Западом и Россией обострила проблему зависимости Европы от поставок газа, поставив ребром вопрос диверсификации источников этих поставок.
 

Естественно, зашевелились и потенциальные поставщики - многие эксперты склонны связывать неожиданное оживление переговоров по иранской ядерной проблеме с желанием ЕС получить иранский газ. Россия, к слову, не намерена сидеть сложа руки, делая вид, что под диверсификацией Европа понимает не уменьшение поставок из России, а изменение их маршрута. РФ продвигает собственный проект - "Южный поток", который, к слову, уже оброс проблемами, в том числе нормативного характера.
 

Кроме того, известна и активная роль Азербайджана, как надежного партнера Европы в вопросе поставок голубого топлива: с реализацией проекта Южного газового коридора значение нашей страны для стран ЕС вырастет еще больше. Ожидается также, что к проекту ЮГК могут подключиться и экспортеры из Центральной Азии - Казахстан и Туркменистан.
 

Тем временем, в газовую гонку за рынок Европы включился новый игрок - Израиль.
 

По данным израильских и греческих СМИ, министр энергетики этой страны Сильван Шалом заявил на днях о том, что Израиль в течение нескольких недель официально представит ЕС проект собственного газопровода в Европу. Многомиллиардный проект, как охарактеризовал его Шалом, пройдет по маршруту из Хайфы в Грецию через территорию Кипра.
 

Израиль намерен играть большую роль в обеспечении энергобезопасности Европы, прекрасно понимая, какую выгоду это может сулить. В стране с 2013 года разрабатывается небольшое месторождение Тамар, а также крупное шельфовое месторождение Левиафан. Американская нефтяная компания Noble Energy оценила суммарные ресурсы структуры Левиафан в 453 млрд. кубометров. Одновременно в более глубоких слоях с вероятностью в 50% находятся еще около 112 миллиардов кубометров природного газа.

Добыча на Левиафане начнется уже в 2016 году - и часть этого газа уже законтрактована: так, Израиль заключил с Иорданией договор о поставке 45 миллиардов кубометров газа на 15 лет. Стоимость контракта составила 15 миллиардов долларов США. Кроме того, израильский газ уже поставляется в Египет и Палестину.
 

И вот сейчас еврейское государство огласило планы по выходу на новый, очень перспективный и в хорошем смысле слова "голодный" рынок.
 

Проект еще не был представлен официально и пока не оглашено никаких известных подробностей о нем - ни параметров, ни оценок протяженности трубы и стоимости израильского газа для европейских потребителей.
 

Израиль рассчитывает на то, что если все соответствующие вопросы с ЕС будут оперативно улажены, то газопровод из Хайфы будет введен в строй раньше Южного газового коридора.

Тем не менее, шансы на это невелики. Европа получит азербайджанский газ уже в 2020 году, а Израиль сейчас не обладает достаточными ресурсами для разработки своего месторождения. Не следует забывать и о том, что процесс улаживания всех процедур для осуществления такого крупного проекта с ЕС займет порядочное время: есть печальный пример проекта Nabucco, который был инициирован Европой и так и не был осуществлен. В итоге Азербайджан сделал выбор в пользу Южного газового коридора, проекта, который был начат нашей страной и фактически реализуется Азербайджаном единолично.

Азербайджан уже не раз доказывал международному сообществу, что стране по силам инициировать и доводить до конца крупнейшие энергетические проекты на Западе. Это подтвердил и вице-президент США Джо Байден, давший оценку лидерству страны на примере проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. "Раньше никто не верил, что такой проект будет осуществлен, но Азербайджан, Грузия и Турция смогли его реализовать. Ведущая роль страны была одним из важнейших моментов в реализации проекта БТД, отметил Байден.

Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что сколько бы стран ни приняли участие в борьбе за европейского потребителя, Азербайджан - фаворит этой газовой гонки.