Азербайджану не страшны и $60 за баррель

Азербайджан принял госбюджет на 2015 год, сформированный при цене на нефть в 90 долларов за баррель. И это несмотря на то, что накануне страны-члены нефтяного картеля ОПЕК отказались снижать квоту на добычу нефти. По прогнозам, из-за решения картеля цены на нефть продолжат снижаться.

Но решение Азербайджана осталось неизменным. Однако, учитывая предыдущую практику корректировки бюджета по итогам полугодия, страна оставила за собой право маневра.

Принимая во внимание зависимость азербайджанской экономики от цен на энергоресурсы, этот вопрос находится в центре внимания всего экономического блока, и, по проведенным расчетам, опасности для экономики страны нет, даже при цене на нефть в 60 долларов за баррель.

Учитывая, что ОПЕК решил сохранить до первой половины 2015 года квоту на добычу на уровне 30 миллионов баррелей в сутки, правительство Азербайджана также решило не спешить и проследить за дальнейшим поведением рынка.

Наряду с этим, правительство страны подготовило различные сценарии прогнозов государственного бюджета и социально-экономического развития с учетом цен на нефть в пределах от 60 до 90 долларов за баррель. Это позволит Азербайджану отреагировать в случае резких изменений цен на нефть, чтобы избежать рисков неисполнения бюджетных прогнозов.

За последние пять месяцев нефть подешевела почти на 30 долларов, чего не случалось со времен кризиса 2008 года. В то время такой обвал грозил существенными затруднениями, как членам ОПЕК, так и другим добывающим странам.

Между тем, после решения стран-экспортеров нефть стремительно стала дешеветь: цены на "Brent" упали в четверг на 5,17 доллара, в пятницу - еще на 0,47 доллара, достигнув 72,11 доллара за баррель. С начала ноября этот эталон подешевел на 15 процентов и завершит месяц сильнейшим спадом с ноября 2008 года.

Есть основания полагать, что вблизи этих отметок цена может продержаться достаточно долго. Как минимум до тех пор, пока продолжается противостояние Саудовской Аравии со сланцевой индустрией США. Так уже было в 1986 году, когда арабы нанесли по нефтяной отрасли США удар, опустив цену на нефть до 10 долларов за счет увеличения добычи.

В прогнозах азербайджанского правительства до 2018 года объемы добычи нефти будут подвержены колебаниям. В 2016 году добыча нефти в Азербайджане составит 40,77 миллиона тонн, в 2017 - 39,42 миллиона тонн, а в 2018 году - 40,32 миллиона тонн.

Нынешняя мировая конъюнктура - будь то "сланцевая революция" или санкции Запада против России - еще больше заставляет задуматься о развитии отраслей, не связанных с нефтегазовым сектором, чтобы снизить зависимость экономики от цен на энергоресурсы, а также о необходимости усиления экономической независимости в целом.

Учитывая, что на каждые 10 долларов снижения цен доходы государственного бюджета Азербайджана сокращаются приблизительно на 250 миллионов долларов, нефтяной фактор, как в бюджетных доходах, так и в структуре ВВП должен снижаться.

Естественно, что это должно происходить постепенно.

Уже в будущем году ожидается снижение доли нефтяного сектора в общих бюджетных поступлениях до 65,3 процента против ожидаемых в 2014 году 66 процентов. В 2013 году этот показатель составил 73,1 процента.

Если рассмотреть структуру экономики Азербайджана, то можно увидеть, что в последние годы меняются факторы, способствующие экономическому росту. Например, удельный вес нефтяного сектора в ВВП в 2015 году прогнозируется на уровне 34,9 процента против 40,4 процента в текущем году. Объем ВВП по нефтяному сектору в 2014 году снизится на 2,2 процента.

В целом доля ненефтяного сектора в ВВП Азербайджана повысится с 66 процентов в 2015 году до 71,3 процента - в 2018 году.

В будущем году рост ненефтяного сектора ожидается на уровне 8,2 процента, а в последующие три года - на уровне семи процентов ежегодно.

Это говорит о том, что рост экономики страны в будущем будет поддержан ненефтяным сектором, который должен обеспечить производство конкурентоспособной продукции, чтобы она могла достойно конкурировать не только с товарами, произведенными в странах-участницах ВТО, но и ЕС.

Илаха Мамедли, заместитель главного редактора по экономике