Азербайджанский энергопроект даст Анкаре козырь в отношениях с ЕС Казалось бы, что после заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Анкару не интересует вступление в ЕС, Турция окончательно заморозит отношения с этой структурой. В ряде турецких и зарубежных СМИ также появилась информация о том, что отношения с ЕС утратили привлекательность для Анкары, и она в поисках альтернативы.

Альтернативой может стать Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Если рассмотреть отношения между Анкарой и Евросоюзом, то можно увидеть, что Турции членство в ЕС, прежде всего, необходимо для демократизации страны.

Несмотря на то, что Турция строит отношения с ЕС на принципах демократии и прав человека, Евросоюз пока не определился с принципами своих отношений со страной. Это является одной из главных проблем между сторонами.

Но это не означает, что у Турции нет никаких рычагов давления на ЕС.

Если изучить все заявления официальных лиц Анкары, то можно заметить и "вариант для отступления". К примеру, можно отметить заявление премьера страны Ахмета Давутоглу о том, что, независимо от желания ЕС, Турция является частью Европы и без Турции ЕС не будет сильной структурой.

При этом стоит задуматься и над последним заявлением министра по делам ЕС Волкана Бозкыра о том, что в течение ближайших двух-трех лет Турция окончательно будет готова к тому, чтобы стать полноправным членом ЕС.

Бозкыр также призвал ЕС начать новую - экономическую фазу переговоров, на что до сих пор нет никакой реакции со стороны Евросоюза.

Что изменится в течение двух-трех лет?

Изучив политику Турции, можно увидеть, что Анкара сегодня всячески старается развивать свою экономику, в страну привлекаются зарубежные инвесторы. Наряду с этим, Анкара также развивает оборонную промышленность, что является показателем серьезных амбиций страны. Турции удалось достичь уровня самообеспечения в сфере оборонной промышленности в 54 процента.

Кроме того, власти Турции не скрывают намерения по превращению страны в энергетический хаб. Продажа курдской нефти, работы по строительству нового нефтепровода из Ирака в Турцию, а также другие энергетические проекты позволяют говорить, что Анкара серьезно намерена работать над проектом превращения страны в энергетический хаб.

Реализация с Азербайджаном проекта TANAP еще больше усилит значение Анкары и Баку для энергозависимой Европы.

В Турцию газ попадет уже в 2018 году, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года.

Наряду с проектом TANAP и ТАР, которые будут способствовать обеспечению энергобезопасности Европы, Анкара также изучает вопрос реализации проекта "Турецкий поток", осуществление которого никак не отразится на этих двух основных проектах.

Нет никаких сомнений в том, что с реализаций проекта TANAP, инициатором которого является Азербайджан, Анкара получит козырь в отношениях с ЕС.

Руфиз Хафизоглу, руководитель Ближневосточной службы новостей Trend