Южный газовый коридор - не идея, а реальность

Мы живем в условиях сложных взаимоотношений, начиная от межличностного общения, заканчивая отношениями на уровне государств и международного сотрудничества. Ничто не проходит без желания сторон проводить параллели между событиями, не связанными между собой, попыток сравнить несравнимое.
 

Также дело обстоит и в вопросе поставок энергоносителей, что можно достаточно четко проследить и в вопросе поставок газа на европейский рынок. Никто не отрицает, что вопрос поставок газа сейчас является ключевой темой в отношениях между ЕС и Россией. Европа, которая всячески стремится минимизировать зависимость от российского "голубого топлива", придерживается принципа диверсификации не только источников, но и маршрутов поставок газа.
 

И данном случае это не каприз, а требование времени. Ведь диверсификация является важным компонентом в экономической политике как стран экспортеров энергоносителей, так и их покупателей. Азербайджан уже обеспечил диверсификацию маршрутов экспорта своих углеводородов - страна имеет три нефтепровода и четыре газопровода (что не раз подтверждало свою действенность). Это говорит о достаточно высоком уровне обеспечения энергобезопасности страны и отсутствии зависимости от одного маршрута.

С этой точки зрения, стремление ЕС снизить зависимость от поставок газа из России, вполне обосновано. И в случае с "Южным потоком" (мертвый проект) вся загвоздка была не в самой трубе, а в том, откуда эта труба шла. Тоже самое и с "Турецким потоком", ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется. От того, что эти два проекта отличаются названиями и маршрутами, суть не меняется - газ то остается российским.


 

И о никаком противостоянии проектов Южный газовый коридор (ЮГК) и "Турецкий поток" речь не идет. ЮГК должен будет открыть азербайджанский газ (хоть и пока всего 10 миллиардов кубометров в год). Это именно та альтернатива, которая и нужна Европе. Альтернатива, которая открывает большие перспективы для освоения европейскими покупателями новых газовых источников в Азербайджане (азербайджанский газ не ограничивается только месторождением "Шах Дениз") и Туркменистане.
 

Южный газовый коридор - это реальный проект (чего не скажешь о "Турецком потоке"), который имеет составные элементы, находящиеся в разработке, базируется на четких договоренностях, согласии сторон, определенных объемах и перспективах.
 

И в этом случае нельзя не согласиться со словами посла Грузии в Азербайджане Теймураза Шарашенидзе: "Южный газовый коридор" - это и энергетическая безопасность региона, и Европы. Аналогичного мнения придерживаются большинство аналитиков и представителей ЕС. Этот проект бесценен, так как он играет определенную роль в обеспечении безопасности региона".
 

И как отмечает дипломат, если Южный газовый коридор - полноценный проект, работы в рамках которого уже продвигаются, то "Турецкий поток" - это лишь идея, не имеющая под собой даже материального обеспечения, что и делает невозможным их сравнение и сопоставление.
 

Фактически ЮГК сейчас - это единственный маршрут, ориентированный на совершенно новый источник газа и этот проект будет всячески поддерживаться и продвигаться ЕС. Южный газовый коридор открывает новую эру в поставках газа на европейский рынок. И после запуска коридора все получают свою выгоду, в частности и Азербайджан, который выйдет на европейкой рынок, а в случае присоединения к проекту Туркменистана, получит дополнительные доходы.
 

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az

Твиттер: @Emilsmail