Греция подает пример - каким партнером быть не надо Относительно недавно в такое едва ли можно было поверить: европейская страна стоит на пороге банкротства. Вряд ли отцы-основатели Европейского союза строили сообщество, в котором один из членов мог оказаться в таком положении, но факт остается фактом.

Сегодняшний день, 30 июня, для новой современной Греции должен был стать решающим. Страна, оказавшаяся перед лицом экономического дефолта, могла продлить свою агонию, выплатив транш в 1,6 миллиарда долларов Международному валютному фонду. В такой ситуации кредиторы, увидев свет в конце тоннеля, могли пойти навстречу Афинам и продлить программу финансовой помощи ЕС и МВФ, которая истекает, собственно, тоже сегодня.

Однако министр финансов Греции Янис Варуфакис заявил, что страна не сможет выплатить и эту сумму, что фактически равносильно объявлению ее банкротом. Надежды же на договоренности с кредиторами о продлении программы, без которой денег Афинам никто не даст, тают с каждым часом.

Выходит, что новое правительство страны, пришедшее к власти в январе на фоне обещаний спасти Грецию, с ситуацией не справилось. Популистские лозунги и заявления левых сил нашли поддержку в греческом народе, но абсолютно не сработали на деле, и это не должно удивлять.

С первых дней правительство Ципраса выбрало политику неопределенности и вытягивания дивидендов даже в отношении одобренных и утвержденных предыдущим правительством проектов, чем зарекомендовало себя как не вполне надежный партнер. Речь, в частности, идет и о покупке SOCAR 66-процентной доли в греческом газовом операторе DESFA, и об участии Греции в проекте "Южный газовый коридор", реализуемом по инициативе Азербайджана.

Конечно, при общем долге за 300 миллиардов евро сложно представить, что Греция выплатила бы его одним махом. 400-миллионная сделка по DESFA находится на рассмотрении в антимонопольном комитете ЕС, и даже эти деньги не были бы лишними для Афин. Однако даже в такой ситуации Ципрас умудрился обмолвиться, что правительство подумывает сохранить в своих руках 51 процент акций газового оператора, а это уже другая сделка с другой суммой на чеке.

Примерно похожая ситуация сложилась и с "Южным газовым коридором", а если быть точнее - с его сегментом TAP. Греки то высказывали свою приверженность достигнутым договоренностям, то намекали на то, что хотели бы получать больше выгоды от его использования. И это все притом, что у проекта превосходные финансовые показатели. Греция заработает на строительстве, транзите, сможет использовать поступающий газ, устроить десятки тысяч граждан на работу, а в страну потекут иностранные инвестиции.

Однако подобное поведение в итоге сыграло с Афинами злую шутку. Они не только теряют время и деньги, но и доверие. Доверие партнеров, инвесторов, кредиторов нынешних и будущих.

Возможно, что, выбрав противоположную модель поведения, Греция и не испортила бы свой имидж надежного партнера, и кредиторы не отвернулись бы от нее. Но это уже совсем другая история...

Максим Цурков, обозреватель Trend