Азербайджан и вся Европа ждут финала греческой трагедии - ЕСТЬ МНЕНИЕ Накануне референдума Греция раскололась на два лагеря. Одни выходят на улицы, призывая правительство принять условия кредиторов. Другие - чтобы сказать "нет" режиму экономии.



Накануне референдума дебаты в Греции становятся все жарче. Сегодня, 5 июля, граждане должны определиться, голосовать ли им за или против мер жесткой экономии, предложенных Афинам международными кредиторами. Многие, отмечает Deutsche Welle, ставят вопрос иначе: голосование, по их мнению, покажет отношение греков к остальной Европе. С тех самых пор, как страна присоединилась к Европейскому сообществу в 1981 году, греки были ярыми сторонниками европейской интеграции. Причиной этому служило не только щедрое финансирование со стороны Брюсселя, но и то, что в этом достаточно неспокойном регионе Европа считалась якорем стабильности. Теперь же, во времена кризиса, все громче звучат голоса евроскептиков.

В понедельник, 29 июня, к зданию греческого правительства вышли почти 20 тысяч человек, чтобы продемонстрировать свое намерение проголосовать на референдуме против предложений "тройки" кредиторов. Именно к этому призывает избирателей правящая партия СИРИЗА. Для этих людей "нет" означает исключительно несогласие с "навязанной политикой жесткой экономии", но никак не готовность выйти из еврозоны. В четверг в Афинах прошла еще одна стихийная демонстрация такого рода.

Если раньше противников европейских предложений было однозначно больше, чем сторонников, то теперь их количество практически сравнялось. По данным опроса, проведенного 2 июля институтом изучения общественного мнения GPO, 47 процентов греков хотят проголосовать за принятие соглашения с кредиторами, 43 процента - против.



Для 50-летнего Спироса Кореаса это стало одной из причин, чтобы выйти на улицу. "Мы хотим вернуть себе контроль за нашей жизнью и положить конец обнищанию. Поэтому мы выступаем за то, чтобы в воскресенье сказать кредиторам наше гордое "нет"", - заявил DW участник демонстрации. Он не боится, что референдум и споры о возможном выходе страны из еврозоны могут расколоть общество. "Свобода - это постоянное преодоление страха. Ведомый страхом - его раб", - считает грек.

Противостояние между сторонниками условий, выдвинутых ЕС, и их противниками обещает быть на референдуме крайне эмоциональным. Многие из тех, кто выходит в эти дни на улицы, не только думают о будущем Греции, но и вспоминают о ее прошлом - о борьбе их отцов за демократию в стране, измученной кризисами и войнами.

Все чаще в Афинах можно услышать отсылки к событиям 1965 года, вошедшим в историю под названием "Апостасия-1965". Тогда молодой король Константин II, несогласный с ограничением его полномочий, отправил в отставку только пришедшее к власти правительство реформатора Георгиоса Папандреу. За этим последовал длительный политический кризис, постоянные смены правительства, сражения на улицах и страшный военный переворот, произошедший в 1967 году.

"Апостасия-1965" стала началом конца греческой демократии и, не в последнюю очередь, способствовала образованию мифа про политическую династию Папандреу, которая до сегодняшнего дня влияет на политическую жизнь в Афинах. Возможно, премьер-министр Алексис Ципрас эксплуатирует эту тему, чтобы также войти в учебники истории в роли героя, даже если расстаться с властью ему придется не по своей воле.

Однако те, кто собираются проголосовать за проведение реформ, мыслят совершенно другими категориями. Целое поколение греков привыкло к Европе без границ. Для этих людей проголосовать за предложения международных кредиторов - значит выступить за европейский вектор развития Греции.

Для тех же, кто придерживается противоположного мнения, результаты референдума - не больше, чем решение о том, соглашаться ли на предложенные кредиторами меры. Вклад в определение исторического значения народного голосования для страны внес и Алексис Ципрас. Выступая 1 июля с телевизионным обращением к нации, он заявил, что те, кто проголосуют на референдуме за выполнение требований "тройки", будут нести часть вины за введение режима жесткой экономии.

Поразительно ведет себя на этом фоне Алексис Ципрас. Греческий премьер отлично понимает всю абсурдность своего намерения переложить ответственность за крах экономики страны на тех, кто скажет "да" кредиторам Афин. Тем не менее, за тем, что будет происходить сегодня в Греции, будет следить множество стран - в том числе и Азербайджан, который ожидает развития ситуации по сделке о покупке SOCAR местного газового оператора (66% акций) за 400 миллионов евро.

Конечно, эту сумму нельзя сравнить с несколькими сотнями миллиардов евро, которые греки задолжали всем и вся - но тем не менее. Кроме того, кризис в Афинах существенно влияет на европейскую валюту. Дело даже не в том, что выход Афин из еврозоны создаст опасный прецедент и, как говорят скептики, потянуть за собой на дно других крупных должников, таких как Испанию, Францию или Ирландию. Гораздо серьезнее - для всего остального мира - то, что любые катаклизмы в еврозоне потянут вниз курс евро по отношению к доллару США. А вот этот мотив уже отразится на многих странах мира. Именно поэтому сегодня греческий народ и международные кредиторы будут решать судьбу не только Афин, но и всего континента.