Война в Сирии подтолкнет Европу к Баку и Анкаре

Свержение режима Башара Асада в Сирии грозит изменением баланса на европейском газовом рынке, так как в этом случае Катар может построить прямой газопровод через сирийскую территорию до Турции. Впрочем, политологи говорят, что воюющие в Сирии террористы из "ИГ" стали слишком независимы от своих "спонсоров" и даже в случае проигрыша Асада прокладка трубы через Сирию будет весьма рискованным делом, пишет Gazeta.ru.

Усиление сирийского лидера Башара Асада может оказаться выгодным России с точки зрения конкуренции на газовом рынке Европы. Именно Сирия является оптимальным маршрутом для поставок в Турцию, а далее - в Европу газа из Катара, уже являющегося одним из крупнейших поставщиков на рынки ЕС.

Катар поставляет на мировой рынок около 77 млн т сжиженного природного газа в год, что эквивалентно примерно 106 млрд кубометров. Порядка трети этих объемов идет в Европу.

"Сирия - это один из немногих очагов напряженности, сдерживающий образование географически правильных и более дешевых путей доставки катарского топлива в Европу", - комментирует глава аналитического департамента ИК "Golden Hills - КапиталЪ АМ" Михаил Крылов.

Эксперт указывает, что Катар обладает одними из самых крупных в мире запасов газа (около 25 трлн кубометров). И в случае прокладки прямой трубы до Турции протяженность маршрута составит лишь 1,8 тыс. км. Для сравнения, длина действующего российского газопровода "Северный поток", по которому газ через Балтийское море идет до побережья Германии, - 1,224 тыс. км, но это без учета транспортировки газа из Сибири.

Кстати, участие Турции при поставках из Катара необязательно. Крылов полагает, что газопровод может быть проложен и до сирийского побережья, а далее можно уже прорабатывать возможность поставок в Грецию.

В последние годы "Газпром" обеспечивает около 25-30% европейского рынка. Доля Катара, по словам Крылова, примерно в четыре раза меньше, но может вырасти при условии строительства трубы. При этом экспорт "Газпрома" сокращается: по итогам первого полугодия 2015 года он по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 8% и составил 74,275 млрд кубометров.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков полагает, что тема строительства газовой трубы из Катара сейчас неактуальна. "В 2011-2012 годах этот вопрос действительно поднимался, однако тогда Асад ответил отказом - во многом из-за религиозных расхождений, так как Катар - это суннитская ветвь ислама, а представители сирийской верхушки - шиитская", - рассказывает политолог.

Cейчас у Катара на газовом рынке Европы появился новый сильный конкурент - Иран, который после снятия международных санкций также может начать поставки в ЕС. А запасы Ирана, по оценке британской ВР, являются крупнейшими в мире - около 34 трлн кубометров (17-18% от мировых).

Уже обсуждаются поставки иранского газа в Европу, которая в этом крайне заинтересована, в первую очередь потому, что это позволит снизить зависимость от России. В середине сентября The Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщала, что крупнейшие европейские энергетические компании (германские RWE AG и E.On, французские Total и Engie, британская ВР, британо-нидерландская Royal Dutch Shell, норвежская Statoil и испанская Repsol) намерены широко инвестировать в иранский газовый сектор, рассчитывая опередить в этом отношении Америку и Китай.

Вообще, в последнее время очень уж много стали говорить об альтернативных поставках газа в Европу. В принципе, в последние годы, тема поставок газа для Европы стала очень больной. Свой отрицательный вклад в этот вопрос внес украинский транзит. Все помнят газовый кризис между Россией и Украиной 2008-2009 годов, когда российская сторона полностью прекратила поставки газа в Украину (в том числе и транзит). То есть, Европа уже сталкивалась с транзитными проблемами и ухудшение отношений между Россией и Украиной стало для ЕС, своего рода, очередным сигналом для действий.

Нужно также сказать, что дело не только в транзите, но и в том, что Евросоюз понимает степень своей зависимости от российского газа и то, что "голубое топливо" служит очень уж доступным рычагом давления России на европейских партнеров.

Еще одним "звоночком" для настороженности  ЕС стали односторонние действия российской стороны в вопросе газовых поставок. Так, в декабре прошлого года Россия объявила об отказе от проекта "Южный поток" (причем, не без усилий самого ЕС) и планах строить новую трубу, но уже через территорию Турции с выходом на Грецию.

Вообще, этот период можно охарактеризовать, как время чрезмерной активности "Газпрома" (российский газовый монополист), который в один момент даже пригрозил ЕС тем, что после 2019 года транзита газа через Украину может просто не стать.

При этом, усилия Евросоюза также нельзя недооценивать. Результат ведь налицо - "Южного потока" уже нет, "Турецкий поток" - заморожен, но зато есть "Северный поток-2" (СП-2), который предусматривает безтранзитные поставки газа через Балтийское море прямо в Германию.

Но, этого для Европы недостаточно. Понятно, что в случае с СП-2 ЕС решил транзитный вопрос, но факт остается фактом, на европейский рынок опять пойдет российское топливо! Однако, этот вопрос в настоящее время также решается.

Сейчас на стадии формирования находится важный для ЕС Южный газовый коридор, который является, своего рода, символом газовой независимости Евросоюза. Да, на начальном этапе речь идет о поставках на европейский рынок в рамках коридора 10 миллиардов кубометров с азербайджанского морского месторождения "Шах Дениз". Для того, чтобы это стало возможным, в настоящее время ведутся работы по увеличению мощности действующего Южнокавказского газопровода, активизировались работы по строительству Трансанатолийской трубы (TANAP), которая пройдет через территорию Турции до ее границы с Европой. В 2016 году начнется строительство и Трансанатолийского газопровода (TAP), что позволит транспортировать газ с турецко-греческой границы в Италию и далее в Западную Европу.

Не нужно забывать и о том, что возможности коридора ограничиваются лишь газом с "Шах Дениз". В перспективе в его рамках на европейский рынок может поставляться и газ с других  месторождений Азербайджана, а также и других источников - Туркменистана, Ирана, Ирака и других стран Ближнего Востока.

Кстати, подключение к коридору стран с Ближнего Востока может стать возможным через территорию Турции, по которой, как уже было отмечено, пройдет центральный сегмент ЮГК - газопровод TANAP.

Кстати, договоренность по ядерной программе и перспективы выхода Ирана из-под западных санкций актуализировали перспективы выхода Ирана на европейский рынок. При этом, может быть и так, что "голубое топливо" из Исламской Республики пойдет на запад именно по ЮГК, причем, с выходом на Трансанатолийский газопровод.

Таким образом, новыми газовыми воротами в Европу станет Турция, поскольку, именно через ее территорию пройдет Южный газовый коридор, который даст Европе возможность получить доступ не только к каспийскому газу, но и других ближневосточных стран. Строительство же трубы из Катара еще более увеличит значение региона в обеспечении энергетической безопасности Европы и превращении его в один из крупных газовых центров Евразии.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail 

Все материалы автора здесь