Баку готов поделиться с соседями

Азербайджан уже достиг успехов во многих отраслях, но традиционным для страны остается нефтегазовый сектор. Именно благодаря углеводородным ресурсам, Азербайджан известен как поставщик нефти на международный рынок и как будущий экспортер газа в Европу.

Однако, чем дальше, тем большую актуальность приобретает газовый вопрос. Об этом говорит и разгоревшееся газовое противостояние между Европейским союзом и Россией и перспективы выхода Ирана на европейский газовый рынок. И в этих условиях Азербайджан пытается стать не только страной-экспортером газа в ЕС, но и заниматься его транзитом из третьих стран, что сулит дополнительные дивиденды. С этой целью страна предлагает странам региона собственную действующую газотранспортную инфраструктуру, а также те мощности, которые создаются в настоящее время для организации поставок газа дальше на Запад.

Для того, чтобы поставки газа из Азербайджана в Европу стали реальностью, потребовалось много времени и усилий. Но, конечно, самое главное - это результат, который соответствует интересам как Азербайджана, так и европейских покупателей.

Начнем с того, что в декабре 2013 года консорциум по разработке газоконденсатного месторождения "Шах Дениз" в азербайджанском секторе Каспия принял окончательное инвестиционное решение по второй стадии разработки месторождения. Газ именно с этого месторождения и пойдет в Европу.

Прежде, чем азербайджанский газ получат европейские покупатели, он преодолеет достаточно длинный путь, пройдя через территории Грузии и Турции, после чего по Трансадриатической трубе пересечет территории Греции, Албании и попадет в Италию, откуда еще дальше - в Западную Европу. Преодолеть такой путь позволят три газопровода - Южнокавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический.

В данном случае речь идет о значительных инвестициях - до 50 миллиардов долларов, из которых около 28 миллиардов уйдет только на "Шах Дениз-2".

Газ должен попасть в Европу в начале 2020 года и с этой целью уже реализуется вторая стадия разработки "Шах Дениз", начато расширение Южнокавказского газопровода, а также строительство Трансанатолийской трубы (TANAP), которая пересечет всю территорию Турции с востока до ее границ с Европой на западе. Работы по прокладке Трансадриатического газопровода (ТАР) должны начаться в 2016 году.

Нужно сказать, что вся эта газотранспортная инфраструктура в рамках ЮГК предусмотрена под расширение и открывает большие возможности для транспортировки в рамках коридора не только газа с "Шах Дениз", но и дополнительных объемов азербайджанского газа с других месторождений. Но этим все не заканчивается!

Известно, что Европа очень уж стремится освободиться от зависимости от российского газа. Для это она ищет новые источники газа и маршруты их поставок. Большой интерес европейская сторона проявляет к газу из Туркменистана, также рассматриваются возможности поставок на европейский рынок "голубого топлива" из Ирана и других стран Ближнего Востока. Однако, учитывая стремление ЕС к альтернативе, наиболее реальной возможностью выхода этих источников на Запад является подключение к ЮГК.

В случае с Туркменистаном требуется строительство Транскаспийского газопровода протяженностью 300 километров, который позволит соединить газовые системы Туркменистана и Азербайджана, откуда туркменский газ пойдет дальше в Европу.

Сырьевой базой для Транскаспия могут стать туркменские морские месторождения. Также, уже в этом году в Туркменистане планируется завершить строительство газопровода "Восток-Запад", который объединит основные месторождения страны в единую систему и позволит значительно нарастить экспортный потенциал Туркменистана.

Наиболее заинтересованными сторонами в этом проекте газопровода по дну Каспия являются Европейский Союз и Туркменистан. Интерес Европейского Союза в реализации Транскаспийского проекта очевиден на фоне его желания диверсифицировать источники и маршруты поставок газа на свой рынок. Сейчас, в условиях достаточно сложных отношений между Украиной (страна-транзитер российского газа на европейский рынок) и Россией, ЕС как никогда заинтересован в снижении зависимости от российского "голубого топлива". Если с запуском Южного газового коридора с начала 2020 года на европейский рынок на начальном этапе будет ежегодно поставляться 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа с "Шах Дениз" (но по ЮГК может пойти и газ с других морских структур Азербайджана), то с подключением к коридору Туркменистана эти объемы могут быть гораздо больше.

После того, как вопрос иранской ядерной программы сдвинулся с мертвой точки, начали поговаривать о возможностях подключения к ЮГК и Ирана, который сможет поставлять свой газ в Европу, подключившись к TANAP, который пройдет через всю территорию Турции до ее границ с Европой. То есть, теоретически, иранская сторона вполне может стать акционером TANAP.  Кстати, максимальная пропускная способность газопровода составит 31 миллиард кубометров (после расширения), что делает транспортировку по нему иранского газа вполне возможной. Если даже иранское "голубое топливо" будет невозможно транспортировать по ТАР (максимальная пропускная способность - 20 миллиардов кубометров), то в Европу можно будет выйти и через Болгарию.

И все это происходит на фоне жесткого газового противостояния, которое имеет место между ЕС и Россией, не желающей терять свои газовые позиции на Западе, но при этом долгое время не может прорвать "газовый занавес", созданный европейцами.

Как бы там ни было, Азербайджан всегда выступает за развитие сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Да, речь идет о газотранспортной инфраструктуре. Так, на саммите Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в Тегеране министр энергетики Азербайджана Натик Алиев отметил, что Азербайджан предлагает странам региона воспользоваться созданной им инфраструктурой для транспортировки нефти и газа.

Вступив в Форум стран-экспортеров газа в качестве наблюдателя, Азербайджан окажет поддержку в решении проблем и выполнении принятых решений, сказал Натиг Алиев, проинформировав участников мероприятия о международных проектах, реализуемых Азербайджаном в области экспорта природного газа.

Азербайджанский министр подчеркнул, что для стран региона, экспортирующих газ, выгодным может стать присоединение к Трансанатолийскому газопроводу.

Напомним, что ФСЭГ был основан в 2001 году, он объединяет страны, на долю которых приходится почти 80 процентов мировых запасов газа и почти половина мирового газового экспорта. Но несмотря на контроль за большей частью природного газа, форум остается всего лишь дискуссионной площадкой, которой, в принципе, Азербайджан может досрочно успешно воспользоваться. Однако, учитывая специфику газового рынка, не думается, что ФСЭГ когда-либо станет аналогом ОПЕК.

Таким образом, созданная и создаваемая с участием Азербайджана газотранспортная инфраструктура станет тем звеном, отсутствие которого не позволяло газу с южного фланга выйти на Европу в обход территории России. Это выгодно как европейским покупателям, которые получат возможность снизить зависимость от поставок газа из России, так и транзитерам и поставщикам, которые получат доступ к новому рынку, потребности в топливе которого постоянно растут. И, учитывая высокие темпы работ и заинтересованность Евросоюза в развитии Южного газового коридора, его ждет большой успех.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail 

Все материалы автора здесь