Эрдоган не боится потерять Россию, его выручит Азербайджан

Если Россия прекратит поставлять природный газ в Турцию, то Анкара увеличит закупки газа из Азербайджана и Ирана, сказал вице-премьер правительства Турции Мехмет Шимшек.

Об этом, как передает Day.Az со ссылкой на Trend, передает во вторник телеканал TRT Haber.

По его словам, не исключено, что Анкара также может рассмотреть вопрос дополнительных поставок сжиженного газа в Турцию.

На Россию приходится 50 процентов всего импортируемого Турцией газа.

24 ноября ВВС Турции сбили в своем воздушном пространстве российский военный самолет Су-24. После этого отношения между странами значительно ухудшились.

Турция импортирует газ из Азербайджана по Южнокавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзурум). Турция имеет контракт на ежегодную закупку 6,6 миллиарда кубометров газа с азербайджанского морского газоконденсатного месторождения "Шах Дениз".

В настоящее время Турция импортирует газ из Ирана, России и Азербайджана. Кроме того, Анкара подписала соглашения с Алжиром и Нигерией на поставку 4,4 миллиарда и 1,2 миллиарда кубометров сжиженного газа в год соответственно.

Нужно отметить, что Турция является одним из крупных покупателей российского газа. Однако, кажется, что военный инцидент между Турцией и Россией окончательно похоронит еще один российский газовый проект. Если в прошлом году с треском провалился "Южный поток", то сегодня на пороге провала находится "Турецкий поток", о котором российская сторона заявила только год назад.

Сложности, которые имели место в вопросе новых газовых отношений между Россией и Турцией, еще более обострились военным инцидентом, когда  ВВС Турции сбили российский военный самолет Су-24.

Говоря о "Турецком потоке", нужно отметить, что газопровод должен был пройти через Черное море и дальше по территории Турции до турецко-греческой границы, где предполагалось создать газовый хаб, распределяющий дальнейшие поставки российского газа в страны Европы. "Газпром" заявлял, что стоимость прокладки четырех ниток (общей мощностью в 63 миллиарда кубометров) составит 11,4 млрд евро (без учета НДС), однако эксперты отрасли говорили, что затраты, скорее всего, могут быть выше.

Вообще, с "Турецким потоком" изначально не заладилось. Первоначально стороны не могли договориться насчет скидки на газ. Турция, недовольная тем, что "Газпром" до сих пор не предоставил ей обещанную скидку в 10,25%,  даже обратилась в Стокгольмский арбитраж. Российская монополия заявляет, что скидку предлагала неоднократно, но договоренности не были финализированы.

Кстати, скидка была изначально привязана к российско-турецким договоренностям по "Турецкому потоку". Но подписание окончательного соглашения по проекту затянулось - не в последнюю очередь из-за того, что Турция ждала предоставления скидки.

Свою лепту в затягивание развертывания новых газовых отношений между двумя странами внесли сложности с сформированием нового правительства в Турции, где даже прошли повторные парламентские выборы. Но нельзя сводить стопор в реализации "Турецкого потока" только к этому фактору.

"Турецкий поток" является частью стратегии "Газпрома" по исключению Украины из цепочки поставок газа в Европу. Ведь "Газпром" неоднократно заявлял, что транзита через украинскую территорию после 2019 года может и не быть.

В апреле определенный конфликт в отношения Турции и России привнес визит президента РФ Владимира Путина в Ереван, где он принял участие в мероприятиях в честь годовщины т.н. "геноцида армян".

Большой клин в отношения сторон внес сирийский вопрос. Все началось с того, что в октябре российские самолеты, наносящие удары в Сирии, дважды нарушили турецкое воздушное пространство.

Все дошло до того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил прекратить взаимодействие между сторонами в энергетическом секторе. Эрдоган напомнил, что у России есть деловые интересы в Турции в сфере атомной энергетики и природного газа, действия же в Сирии "могут привести к потере этих интересов". Речь идет о проектах газопровода "Турецкий поток" из России в Турцию и строительства атомной электростанции "Аккую" в городе Мерсин на побережье Средиземного моря (им по схеме build-own-operate занимается "Росатом"), а также контрактах на поставки российского газа.

"Мы - покупатель номер один природного газа из России, - заявил Эрдоган. - Лишиться Турции было бы большой потерей для России".

Сейчас ситуация куда более сложнее - сбит самолет. Если недавно все думали, что Турция и Россия пошли на новое газовое сближение, то теперь решают судьбу будущих как политических, так и экономических отношений.

Самое главное, что весь этот сыр-бор из-за поставок газа в Европейский союз, который в этом вопросе занял достаточно четкую позицию - снизить зависимость от одного источника газа и обеспечить доступ к альтернативным источникам и маршрутам.

В этом плане особое место в энергетической стратегии Евросоюза отводится Южному газовому коридору, который на начальном этапе позволит транспортировать газ в ЕС с азербайджанского месторождения "Шах Дениз" на Каспии.  Но это не все. Есть возможности поставок в рамках коридора газа и с других морских месторождений Азербайджана, а также "голубого топлива" из Туркменистана, Ирана и других стран Ближнего Востока. Все это прибавляет коридору объема, тем более, что этот объем он сможет осилить.

Азербайджан уже сейчас поставляет газ в Турцию в рамках первой стадии разработки "Шах Дениз" (более шести миллиардов кубометров ежегодно). Уже в 2018 году к этим объемам добавятся дополнительно шесть миллиардов кубометров. Кроме того, учитывая газовые возможности Ирана, южный сосед также может увеличить объемы поставок "голубого топлива" на турецкий рынок. И речь сейчас не идет о полном замещении объемов российского газа, а о том, что возможности для увеличения экспортных операций есть. Но думается, что ухудшение отношений между Турцией и Россией все же не скажется на газовых поставках, поскольку это крайность, на которую могут пойти стороны.

Али Гусейнов