Готов ли Иран к сланцевой революции?

Иран хочет присоединиться ко всемирному клубу владельцев сланцевой нефти и объявил об обнаружении запасов на своей территории. Конкретных цифр, правда, Тегеран не приводит. Возможно, данные находятся на этапе уточнения у геологов, а, возможно, Иран хочет эти сведения придержать для биржевых игр.

Новость об обнаружении запасов со ссылкой на представителя Научно-исследовательского института нефтяной промышленности Ирана Мохаммеда Резу Камали передало иранское новостное агентство Shana.

Что делать дальше?

По известным причинам, сланцевый сектор более чувствителен к ценам на нефть, чем традиционный. Добыча сланцевой нефти обходится дороже из-за технологических особенностей, что ведет к абсолютно разным экономическим моделям проектов. Например, капитальные затраты в разработке сланцевых нефтяных месторождений ниже тех, что необходимы для начала добычи на площадях с традиционной нефтью. А вот с операционными расходами совершенно наоборот - в сланцевых проектах они очень высоки, а в традиционных - нет. И Иран тут не будет исключением.

Стоимость добычи барреля сланцевой нефти в мире в среднем начинается от 30-40 долларов. Она коррелируется, конечно, в зависимости от дебита скважины, капитальных и операционных затрат. Для сравнения: добыча барреля традиционной нефти начинается от 5-10 долларов за баррель в некоторых добывающих странах. Какие бы цифры по запасам Иран не привел, Тегерану для непосредственного получения доходов от самостоятельной разработки этих потенциальных сланцевых месторождений пока очень далеко: необходимы значительные денежные средства, закупка современных технологий, дополнительная транспортная инфраструктура.

Теоретически Иран мог бы привлечь к разработке сланцевых запасов опытный в этой сфере американский бизнес. На ранних этапах разработки сланцевой нефти цена безубыточности добычи такого сырья в США достигала 100 долларов за баррель. В разное время кто-то терпел убытки и ждал лучших времен, кто-то убеждал инвесторов в том, что будущее за сланцевой революцией, но с годами американский бизнес вместе с технологическими инновациями оптимизировал экономику производства, научился снижать издержки, ускорять бурение скважин, во многом выстоял даже при мировой цене на нефть ниже 40 долларов за баррель. Правда, дело не только в технологиях, а еще и в инвесторах. В США бизнес имеет доступ к более дешевым кредитам в местной валюте в сравнении с Ираном, где американские доллары или евро стоят, по естественным причинам, дороже.

Сегодня никто не даст Ирану гарантий скорого возврата инвестиций в разработку сланцевой нефти из-за текущих низких цен на традиционную нефть. По самым последним данным, Всемирный банк считает, что в этом году средняя цена на нефть составит 41 доллар за баррель, а в будущем году банк ждет 50 долларов. И хотя июньские фьючерсы на Brent сегодня превышают прогноз ВБ, достигая 46 долларов за баррель, это лишь спекуляции на ожиданиях встречи ОПЕК, которая пройдет второго июня, а также реакция рынка на снижение коммерческих запасов нефти в США.

У кого сланца больше?

Мировых технически извлекаемых запасов сланцевой нефти не так много, как запасов традиционной, а именно: 420 миллиардов баррелей сланцевой против 1,7 триллиона баррелей традиционной. По крайней мере, так считает Управление по энергетической информации министерства энергетики США (EIA). Самые большие запасы сланцевой нефти у США - 78,2 миллиарда баррелей, у России - 74,6 миллиарда, у Китая - 32,2 миллиарда. Эта тройка стран владеет почти половиной всех мировых запасов. Помимо них, по данным EIA, еще 36 стран мира хранят в своих недрах технически извлекаемые запасы сланца. Но по факту добычу ведут только три страны - США, Канада и Аргентина.

Эксперт АМИ Trend Вагиф Шарифов