Армения пытается ударить по азербайджанским проектам

Самодостаточные государства не ждут изменений в других государствах для решения своих проблем. Внутренних ресурсов и процессов им вполне достаточно для нормальной жизнедеятельности. И те или иные изменения у соседей интересуют самодостаточные страны лишь с точки зрения расширения возможностей взаимодействия.

С этой точки зрения Армению назвать самодостаточной страной никак нельзя. Стоит где-то по соседству произойти изменениям, как в РА начинаются бурные обсуждения о том, как это повлияет на Армению, не станет ли ей еще хуже, не откажется ли та страна от Баку в пользу Еревана и как можно использовать случившееся против Азербайджана.  

Все это сегодня обсуждается в Армении в связи с прошедшими в Грузии президентскими выборами. Напомним, что главой государства была избрана Саломе Зурабишвили. Ряд предвыборных реверансов будущего президента в сторону армянской общины вызвал эйфорию в Армении и породил завышенные ожидания.

В Армении также уверены, что эта страна играет для Грузии особою роль, и если до сих пор эта роль не была как-то обозначена, то только по вине прежних властей. В чем заключается эта роль? Например, по мнению издания lragir.am, "Армения является для Грузии важнейшей платформой, с точки зрения не только управления российскими рисками, но и противостояния вызовам со стороны турецко-азербайджанского тандема".

Армения потеряла еще один шанс на транзит через Грузию - ПОДРОБНОСТИ

Армения потеряла еще один шанс на транзит через Грузию - ПОДРОБНОСТИ

Насчет "управления российскими рисками" только улыбнемся, а вот на "турецко-азербайджанских вызовах" стоит остановиться поподробнее.

Не секрет, что треугольник Азербайджан-Грузия-Турция беспокоит и раздражает армянскую сторону еще с середины 90-х, когда родился проект Баку-Тбилиси-Джейхан. Некоторые из западных инвесторов выступали за прокладку нефтепровода через оккупированные территории и Армению. Однако номер не прошел, и труба пошла по грузинской территории, сделав обошедший страну-оккупанта формат предметом ревности и зависти для Еревана.  

С того времени Грузия является постоянным и неизменным членом всех форматов, создающихся в регионе по инициативе Азербайджана. Пожалуй, только коридор Север-Юг обошелся без ее участия из чисто географических соображений, так как соединяет по прямой Иран, Азербайджан и Россию. Во всех же прочих случаях Грузия присутствует и получает от этого дивиденды. Потому как азербайджанские проекты выгодны финансово, а также имеют высокий рейтинг и на Западе, и на Востоке. Присутствуя в них, Грузия становится участницей уже не просто региональных, а глобальных процессов, подчеркнем, ничем не жертвуя при этом и не делая никаких затрат.

Все это не может не беспокоить недоброжелателей, мечтающих видеть Грузию вне создающихся Азербайджаном экономических форматов и не способных предложить ей что-то взамен. Они ищут зацепки и поводы поговорить об "охлаждении" между Тбилиси и Баку. Например, известный своей проармянской позицией обозреватель Регнума Станислав Тарасов увидел такую зацепку в слухах о якобы не приглашении официальных лиц Азербайджана на форум Гражданской платформы Восточного партнерства в Тбилиси 11 декабря. Отметим, что информация была опровергнута самой же платформой. Однако Тарасов решил пойти вглубь и задаться вопросом: а кто не пригласил Баку - ЕС или грузинская сторона? Намекая, что это именно грузины, дескать, не захотели видеть на мероприятии официалов из Баку... 

Грузия, несомненно, нужна Армении. Не потому, что армянское общество как-то особо дружественно относится к грузинам. Вовсе нет. Просто грузинская территория является для изолировавшей себя агрессорской политикой Армении единственным коридором, выводящим во внешний мир. Интересно, что при всем при этом в Ереване считают для себя возможным предъявлять Тбилиси какие-то претензии, выдвигать какие-то требования, в том числе территориальные, заявлять права на церкви и духовное наследие грузинского народа.

Грандиозный азербайджанский проект получил американскую защиту

Грандиозный азербайджанский проект получил американскую защиту

Но больше, чем церкви и территории, армянских националистов раздражает грузино-азербайджанское сотрудничество. Тут они бессильны и могут только надеяться на ветер перемен, которые принесет с собой, ну, например, новый президент.

Тот же выразитель тревог коллективного армянского разума Станислав Тарасов, анализируя в Регнум направления этих ветров после выборов в Грузии, пишет:

"... Тбилиси имеет возможность провести диверсификацию поставок энергоресурсов и в различных ключевых секторах экономики, чтобы Азербайджан не превратился в монопольного игрока на грузинском рынке. Ереван, несмотря на американские санкции, не сбрасывает со счетов иранский вектор политики, в том числе и в сфере развития энергетического сотрудничества. Теоретически четырехугольник Россия-Грузия-Армения-Иран если и не разваливает энергетический треугольник Азербайджан-Грузия-Турция, то создает параллельный маршрут, в котором Армения превращается в транзитное государство, а Грузия - в закавказский энергетический хаб".

Немного выйдя за рамки дипломатии, отметим, что тут господин Тарасов явно пытается притвориться шлангом. Вряд ли он не понимает, что полноценного сотрудничества в каких-то общих форматах у России и Грузии быть не может по причине аннексии территорий последней. Также бессмысленно строительство газопровода через Армению в Грузию и далее в Россию из Ирана. Еще несерьезнее направлять такой трубопровод в Европу. Если же говорить о дорогах, как автомагистралях, так и железных, то более неэффективного маршрута как Армения-Грузия с точки зрения регионального и межрегионального сотрудничества и представить невозможно.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Азербайджанский политолог, глава Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде:

"Азербайджано-грузинское сотрудничество определяет многосторонняя и двусторонняя нормативно-правовая база, состоящая из десятков документов в различных областях - политика, экономика, гуманитарная сфера и так далее. Было бы совершенно безграмотным утверждать, что избрание кого-то президентом изменит характер этих отношений.

Как я уже отметил, существует солидная правовая база, двусторонняя и многосторонняя. Есть соглашения, заключенные в формате Азербайджан-Грузия-Турция. Недавно основан еще один формат - Азербайджан-Грузия-Турция-Иран. Кроме того, действует в нашем регионе и формат, предусматривающий участие внерегиональных игроков - Туркменистана и Казахстана, которые участвуют в транскаспийском маршруте. То есть налицо интересы внерегиональных государств, которые вплетены в нашу политику, а также в интересы крупных государств и ЕС. Последние заинтересованы в том, чтобы указанные форматы развивались стабильно и обеспечивали интересы внешних игроков.

Разумеется, любой политик, пришедший к власти, тем более такой опытный, как Саломе Зурабишвили, понимает эти нюансы.

Несмотря на то, что по конституции Грузии президент не формирует внешнеполитический курс, новый президент, думаю, будет вносить свою лепту в рамках своих полномочий. Но это будет делаться, опираясь на ту договорно-правовую основу, которая сформирована за последние 20 лет. Кстати, сама Саломе Зурабишвили в бытность главой МИД сама активно участвовала в этих процессах. Как раз в тот период был запущен газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, который сегодня является основой Южного газового коридора. При ней открылся Баку-Тбилиси-Джейхан, начал формироваться трехсторонний формат с Турцией. Поэтому было бы просто смешно говорить о том, что она будет игнорировать эти реалии.

В Баку пройдет презентация еще одного международного мегапроекта - ФОТО

В Баку пройдет презентация еще одного международного мегапроекта - ФОТО

Те, кто думают иначе, просто живут в мире собственных иллюзий. Пора бы уже давно понять, что ничего не изменится. А если изменится для армянской стороны, то только в худшую сторону.

Масштабные проекты с участием Азербайджана и Грузии сейчас набирают силу, и никто не будет их аннулировать или выходить из них ради удовлетворения больного воображения регионального аутсайдера. Наоборот, идут разговоры о привлечении в эти проекты новых игроков".

Все это, конечно же, понимают на грузинской стороне. Там осознают все выгоды сотрудничества с Азербайджаном, азербайджанских инвестиций, азербайджанского бизнеса, потому что западные партнеры предпочитают слова конкретному делу. Достаточно напомнить, кто буквально спас граждан Грузии от голода и холода в трудные времена после августовской войны. Не Запад, а Азербайджан.

Грузии очень повезло с географией, потому что ни один инфраструктурный и энергетический проект в регионе не обходит ее стороной. Армении повезло с географией не меньше. Но ей очень не повезло с идеологами и политиками. Страна, оккупирующая территории другого государства,  пребывающая в состоянии перманентного кризиса, не может служить ни транзитным коридором, ни энергетическим хабом. Не может по определению.

Все, что она может, - это провоцировать хаос. Но разрушить то, что уже наработано в отношениях Тбилиси и Баку, ей не удастся.

Зульфугар Ибрагимов