Российский политолог о единственном пути урегулирования карабахского конфликта
Интервью Day.Az с вице-президентом Центра политических технологий, российским политологом Сергеем Михеевым.


- К какой из сторон карабахского конфликта было, в первую очередь, адресовано обращение лидеров стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, призвавших стороны сблизить позиции по обновленным Мадридским принципам?

- Позиция Минской группы ОБСЕ совершенно очевидна. Она настаивает на принятии обеими сторонами конфликта обновленных Мадридских принципов. Соответственно, тот, кто не принял, должен принять, к нему и претензии. Так что я не исключаю, что это обращение адресовано, в первую очередь, той стороне, которая эти принципы пока не принимает. По-другому МГ ОБСЕ не видит урегулирования карабахского конфликта.

С другой стороны, не очень понятно, что члены МГ ОБСЕ, кроме заявления, могут предпринять. Режим санкций маловероятен. В качестве примера, посмотрите, как тяжело продвигаются санкции в отношении Ирана. Если не санкции, тогда что? В результате, слова, скорее всего, останутся словами. И как мне кажется, понадобится еще не один визит лидеров разных стран, чтобы путем дипломатии сдвинуть процесс с мертвой точки.

И я не вижу, чтобы сегодня, после визита в Баку и Ереван госсекретаря США Хиллари Клинтон процесс урегулирования как-то продвинулся вперед.

- Насколько, по-вашему, решительно страны-сопредседатели сегодня настроены урегулировать конфликт?

- Искать искренних намерений у посредников вообще не имеет смысла. Есть свои интересы, и они очевидны. Для американцев важно нарастить свое влияние на Южном Кавказе и ослаблять влияние всех остальных крупных игроков. К тому же лояльность стран Южного Кавказа важна Штатам в контексте иранской проблемы. Помимо того, что данный регион интересен как коридор доставки углеводородов в западном направлении, и помимо того, что это - арена конкуренции с Россией, он еще и плацдарм для атаки в южном направлении, где находятся и Иран, и Ирак, в котором до сих пор не все спокойно.

- Как вы думаете, можно ли в ближайшее время ожидать каких-то изменений в позиции Армении?

- Позиция Баку известна, однако я не совсем хорошо понимаю, что происходит в Ереване. Как мне кажется, никакого другого пути урегулирования конфликта, кроме как на начальном этапе начать освобождать оккупированные вокруг Нагорного Карабаха районы, нет. В противном случае не будет никакого урегулирования. Думаю, в Ереване это понимают. И в Армении, наверняка, есть силы, готовые пойти на компромисс. Вопрос лишь в том, насколько далеко они готовы зайти в деле компромисса. Готовы ли они выполнить всю программу шагов в рамках обновленных Мадридских принципов? Или же они готовы лишь на некоторые шаги с дальнейшим затягиванием на неопределенное время последующих действий?

В любом случае, думаю, Ереван постепенно склоняется к компромиссам.

- Насколько вероятно сегодня военное решение конфликта?

- Я бы никому не желал войны. Уверен, что и в Баку понимают, что война будет иметь тяжелые последствия. Баку до последнего пытается решить вопрос дипломатическим методом и склоняет к этому Ереван. Баку призывает Ереван начать процесс как можно скорее и двигаться постепенно к конечному урегулированию. Сколько будет длиться сам процесс урегулирования, сегодня сказать трудно.