Турецкий депутат о возможном влиянии сближения Москвы и Анкары на процесс карабахского урегулирования
Интервью c депутатом Великого Национального Собрания Турции от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), заместителем председателя комитета по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ Джанан Калсын.

- В последнее время участились армянские провокации на линии соприкосновения войск Армении и Азербайджана. Насколько высока вероятность возобновления войны, и какие действия в этом случае предпримет Турция?

- Переход карабахского конфликта в фазу полномасштабного вооруженного противостояния грозит дестабилизацией не только Южному Кавказу, но и сопредельным регионам вплоть до Балкан. Турция заинтересована в том, чтобы урегулировать конфликт, пока он, так сказать, "заморожен".

Провокации армян на армяно-азербайджанском фронте преследуют цель повысить напряженность в регионе. В Армении есть силы, которые не хотят мира. Кроме того, из 3 миллионов граждан Армении большая часть находится вне страны. Армянская экономика всецело зависит от помощи соотечественников за рубежом, среди которых много крайне националистически настроенных лиц. Но я убеждена в том, что Армения не посмеет спровоцировать войну.

- Армянская диаспора намерена поднять в европейских судах волну судебных исков против Турции по так называемому "геноциду армян". По-вашему, расчет делается на то, что Анкара под давлением пойдет на уступки?

- Турция уже давно открыла все исторические архивы. Но, как известно, армянская сторона отказывается открывать свои архивы. Позиция Турции заключается в том, что вопросом "геноцида" должны заниматься международные организации и историки. Турция считает, что никакого геноцида не произошло, и предлагает провести ученым-историкам по этому поводу исследование. Почему это исследование до сих пор не проведено - вопрос к армянской стороне.

- Может ли турецко-российское сближение дать позитивный импульс урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?

- Тут надо вспомнить, что на заре карабахского конфликта Россия усиленно вооружала, обучала Армению и тем самым предопределила дальнейший ход событий в этом противостоянии. Однако думаю, что сближение между Турцией и Россией создаст благоприятную атмосферу в урегулировании замороженных конфликтов. Дело в том, что напряженность в конкретном регионе по принципу домино вызывает реакцию в других регионах и странах. К примеру, результаты войны в Ираке до сих пор оказывают негативное воздействие на сопредельные страны.

- Оказывается ли на Анкару давление в вопросе открытия турецко-армянской границы и связана ли эта проблема с урегулированием карабахского конфликта?

- Турция проводит независимую внешнюю политику, и не думаю, что под давлением извне Анкара откроет границу с Арменией.

Когда в начале 90-ых годов Армения объявила о своей независимости, самой первой страной, которая открыла границу и воздушное пространство с ней, была Турция. Но после того, как армянские власти начали проводить радикальную националистическую политику, мы были вынуждены закрыть границу. В Турции нелегально работает немало граждан Армении. Экономика этой страны в определенной степени находится в зависимости от Турции.

На взаимоприемлемых условиях граница между Турцией и Арменией может быть открыта, и это окажет очень позитивное влияние на урегулирование карабахского конфликта. В то же время открытие границы создает возможности для восстановления между Арменией и Турцией железнодорожного сообщения, которое связывает Южнокавказский регион с Центральной Азией. Это железнодорожное сообщение имеет особое значение в плане интеграции тюркоязычных государств. Открытие армяно-турецкой границы усилит роль Анкары в урегулировании карабахского конфликта.

Однако единственным условием для этого являются подвижки в вопросе освобождения оккупированных азербайджанских территорий.