"Неформатный" президент Армении: Что показал "недодемарш" официального Еревана?
Итак, президент Армении Сержик Азатович Саргсян, по версии официального Еревана, устроил демарш. Он отказался ехать на саммит НАТО в Лиссабон. По словам его пресс-секретаря Арзуманяна, в Ереване обиделись на тогда еще проект декларации саммита, точнее, ту его часть, где речь шла о Карабахе: к вящему возмущению Еревана, территориальная целостность упоминается, а вот взлелеянное им "самоопределение" - уже нет. В результате Сержик Азатович решил погромче хлопнуть дверью.

Это, так сказать, официальная ереванская версия. И, наверное, авторы этой версии, как, впрочем, и всего демарша, сами даже верили, что изобрели этакую "выверенную реакцию". Чтобы и на внутренней арене продемонстрировать свой "патриотизм" и "принципиальность", и с НАТО не рассориться. Только вот не зря в дипломатических кругах советуют: "Когда хлопаешь дверью, постарайся не прищемить себе пальцы".

Во-первых, тут неплохо было бы заранее просчитать, как на этот демарш отреагируют остальные: одно дело, если после отказа от участия в саммите сначала уговаривают приехать при помощи "телефонной дипломатии", а когда не получается, ищут способы заново навести мосты, и совсем другое, если саммит не заметил отсутствия одного из президентов. А во-вторых, и это куда важнее, чем то, что было сказано "во-первых", - то, что, по расчетам Сержика Азатовича, должно было выглядеть как демарш, в реальности представляло собой этакий "побег из Шоушеника". Да так явно, что замаскировать этот факт не было никакой возможности: Сержик Азатович прекрасно отдавал себе отчет, что в Лиссабоне его не ожидает ничего, кроме, простите, публичной дипломатической порки, и предпочел отправить "подставлять щеку" делегатов рангом пониже.

И можно, конечно, попытаться предположить, на кого в следующий раз ему придется обижаться. Первый кандидат здесь - ОБСЕ, где готовятся к саммиту в Астане. Но и Совет Европы не раз разочаровывал многострадальную армянскую дипломатию, да и в ООН неприятные для Армении сюрпризы не заставят себя ждать. И самое главное, в этот дипломатический тупик Армения загнала себя сама. Да так, что теперь не знает, как выбираться без того, чтобы ее политическая элита окончательно не потеряла лицо.

И это как-то очень уж явно контрастирует с уверениями президента Армении и его подручных, будто бы дела на дипломатическом фронте идут лучше некуда, что Армения будто бы одерживает одну победу за другой, и Азербайджану некуда деваться, кроме как признавать "самоопределение по-армянски"... Потому как можно, конечно, быть недовольными какой-то предварительной формулировкой, можно пытаться ее изменить, торговаться за каждую запятую, как это и делают многие в дипломатии, можно накладывать вето, но такой демарш означает лишь одно: в Ереване прекрасно понимали, что изменить формулировки в Лиссабоне не смогут. И пытались просто отыграть очки на внутриполитической арене. Посчитав, что бегство и попытка отсидеться в Ереване будет меньшим злом, чем возвращение из Лиссабона уж точно не со щитом и не на щите.

В армянской истории подобное, откровенно говоря, уже было. Открытие этих "хитрых технологий", впрочем, относится к области спорта: южнокавказская спортивная общественность прекрасно помнит, как все ждали встречи "Нефтчи-Пюник" в январе 2006 года. И как команда "Пюник" просто сбежала с игры. Прошло совсем немного времени, и те же технологии были распространены на дипломатию: похожим способом прервал переговоры во французском Рамбуйе президент Армении Роберт Кочарян. Который попросился вроде бы в конец коридора, а оказавшись за дверями, "сделал ноги". Сержик Азатович занимал тогда пост министра обороны, и технологии эти, видимо, запомнил накрепко. Теперь вот повторять "побег из Шоушеника" приходится ему самому, да еще в ранге президента страны.

Но нельзя не заметить и другого. Еще совсем недавно президент Армении Сержик Азатович искал любой повод выступить перед западной аудиторией, будь то речь в лондонском Чатам-хаусе или интервью журналу "Шпигель". А теперь отказался от шанса заявить не кому-нибудь, а Обаме, Саркози, Меркель и Гюлю одновременно, что "доблестные карабахские воины готовы воевать за свои дома и хачкары". От президента Армении - и Сержик Азатович это отчетливо понимает - мировое сообщество ждет совсем других заявлений и гарантий. Тех самых, на которые у него не хватает ни решимости, ни политической воли.

Только вот за этим "недодемаршем", устроенным президентом Армении, скрывается куда более серьезная проблема, чем попытки Сержика Азатовича повторить стратегию не то команды "Пюник" в Москве, не то Роберта Кочаряна в Рамбуйе - речь идет о глубочайшем, системном кризисе основ армянской внешней политики. Получив в 1991 году независимость и столкнувшись с необходимостью вырабатывать свою внешнеполитическую стратегию, в Ереване сделали ставку на те "установки", точнее, мифы, которые в армянской диаспоре повторяли как "Отче наш".

В армянской среде с благоговением повторяли все обещания, которые щедро раздавали армянским лидерам европейские политики накануне первой мировой, и не задумывались о том, что за прошедшие десятилетия мир не стоял на месте, и нынешние внешнеполитические ориентиры Великобритании, США, Франции, других стран могут и не совпасть с теми, которые исповедовались в их столицах в начале ХХ века, пусть даже там по-прежнему с должным уважением относятся и к Ллойд-Джорджу, и к Вудро Вильсону. Только вот попытавшись проводить в начале XXI века ту политику, которая, если уж называть вещи своими именами, и привела армянский народ к национальной катастрофе, Армения столкнулась совсем не с той реакцией, на которую рассчитывала: в мире недоумевают, рассуждают о "пиаре для внутреннего потребления" и явно ждут чего-то иного. А это "иное" в армянском обществе воспринимается многими как предательство "армянской мечты". О чужих землях.

В среде музыкальных продюсеров, журналистов и критиков уже давно в ходу этот термин: "неформат". Музыкальные программы и радиостанции, фестивали и шоу - все специализируются на определенных музыкальных стилях и направлениях, и здесь никогда не станут мешать джаз с шансоном, а рок - с хип-хопом. Не вписался - извините, "неформат". Чайковский, конечно, великий композитор, но представьте себе "Танец маленьких лебедей" в Вудстоке - и многое станет понятным.

Но, оказавшись "неформатом" на одной радиостанции, можно найти другую. А здесь "неформатом" оказалась целая страна. Для которой невозможно создать другой мир с другими политическими правилами - тот, где исполнились бы щедрые обещания времен начала Первой мировой войны. И осознав это, армянская политическая элита просто растерялась. И лидеры этой страны банальным образом не знают, что им делать дальше. И пытаются то "гнуть свою линию", невзирая ни на что, то хлопать дверью и устраивать демарши, на которые никто не обращает внимания. Только вот если для Сержика Азатовича и компании речь идет о политической карьере, то для простых граждан Армении речь идет о судьбе страны. Так что степень риска тут не совпадает.