Российский политолог не исключает перехода от переговоров по Карабаху к фазе открытого конфликта
Интервью Day.Az с руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, российским политологом Василием Колташовым.

- Как бы вы оценили инициативы России в процессе карабахского урегулирования, в частности, состоявшуюся недавно в Москве трехстороннюю встречу глав МИД?

- Встречи не обязательно заканчиваются красивой декларацией. Не все так просто, как потом выглядит на телеэкранах. Скорее всего, встреча не привела ни к каким положительным результатам и стороны не нашли общего языка. А Россия, что очень важно, скорее всего не нашла, что предложить, кроме самого факта провести встречу. У России, по сути, в нынешних условиях никаких предложений нет, и никак разрешить ситуацию вокруг Карабаха она не может. Повлиять на отношения двух сторон она не способна.
 

У России, по сути, в нынешних условиях никаких предложений нет и никак разрешить ситуацию вокруг Карабаха она не может.


- Почему вы так уверены в этом?

- Дело в том, что у России сейчас большие внутренние проблемы, которые в начале 2010 года не были столь ощутимы. Сегодня российские власти интересуют другие вопросы.

- Как вы думаете, стоит ли в сложившихся условиях продолжать переговоры?

-  Должна быть некая платформа взаимодействия, должны были созданы такие условия, достигнуты такие договоренности, которые бы позволили этот вопрос просто снять, так или иначе удовлетворив обе стороны. Но здесь все завязывается на Россию, а мы как раз не видим со стороны Москвы серьезной инициативы. Она погрязла в собственных экономических проблемах. То есть Россия вступила в такую полосу развития, когда внутренние проблемы превыше всего. Поэтому ждать каких-то позитивных инициатив, которые бы позволили решить проблему Карабаха со стороны России, по-моему, сейчас не стоит.

В свою очередь, Армения испытывает не меньшие, чем Россия, социально-экономические проблемы, а потому пытается мобилизовать общество вокруг такой проблемы, как карабахское урегулирование.


Армения испытывает не меньшие, чем Россия, социально-экономические проблемы.


- Вы согласны с мнением, что налаживание Ереваном отношений с Азербайджаном в первую очередь выгодно самой Армении?

- Да, такой момент нельзя исключать.

- Почему Россия не окажет давления на Ереван? Ведь, как известно, карабахский конфликт тормозит развитие всего региона...

- Нынешний статус-кво в некотором смысле выгоден России. По мнению Москвы, конфликт не позволяет в частности Азербайджану и Армении стать сильнее, укрепиться капиталу, а значит, играть в регионе более весомую роль, чем они играют сегодня.

В ближайшие 2-3 года в России назревают серьезные экономические и политические перемены. Исходя из них, можно будет увидеть какое-то разрешение карабахского конфликта. Однако, как показывает опыт, Россия не имеет никакого конструктивного плана по решению карабахского конфликта.

- Каковы ваши прогнозы относительно ближайшего развития событий?

Я не исключаю перехода от фазы безуспешных переговоров к фазе открытого конфликта.

- Думаю, что 2011 год, скорее всего, ничего не даст. Ситуация останется в том положении, в котором она находится. Однако год уже начался как год второй волны мирового экономического кризиса. Только эта волна стала политической. Я имею в виду то, что происходит сейчас в странах арабского мира. В связи с этим можно ожидать острых радикальных перемен и в карабахском урегулировании. Дело в том, что я как раз не исключаю, что вокруг карабахского конфликта ситуация обострится, а дипломатия отойдет в сторону. То есть я не исключаю перехода от фазы безуспешных переговоров к фазе открытого конфликта. При этом ситуацию могут осложнить еще и внутриполитические процессы. В частности, нельзя исключать, что существующий режим в Армении может не удержать власть. Именно потому, что Армения является экономически слабой, и это остро может сказаться во внутренних процессах.