Политолог Зардушт Ализаде о вероятности начала Большой ближневосточной войны
Интервью Day.Az с азербайджанским политологом Зардуштом Ализаде.

- Сегодня вокруг Ирана разворачиваются очень неоднозначные процессы. Как, по-вашему, будут развиваться события, учитывая в том числе непростую ситуацию на всем Ближнем Востоке?

- Ну, в первую очередь необходимо обратить внимание на то, что все более усиливается фактор информационной войны. В наши дни так называемое информационное поле расширилось до неведомых доселе пределов, и это существенно влияет на динамику внутренних и внешних процессов.

В целом и в противостоянии с Ираном все, как говорится, развивается по известному сценарию. Противоборство начинается на медиа-пространстве, и вместе с тем очень актуальными становятся вопросы относительно целого ряда проблем, такие как "терроризм", "международное право", "права человека", "антидемократические режимы", которые плотным кольцом окружают риторическую дискуссию, в результате чего создается новая ситуация. Образ врага должен по всем параметрам соответствовать облику "демона", который олицетворяет в себе мировое зло, намеренное поглотить все добро.

Все это наблюдалось и в событиях, охватывающих "арабские страны", когда информационные технологии были направлены на то, чтобы деморализовать противника. Например, освещая события в той же Сирии, мировые СМИ пишут о том, что сирийские власти отдают приказ стрелять по мирным демонстрантам, а ведь борьба идет с вооруженной внутренней оппозицией. Или касательно процессов в Ливии говорилось, будто Муаммар Каддафи бомбил население страны, но потом мировые средства массовой информации и международные неправительственные организации признали, что ничего подобного не происходило.

Все же я думаю, что и в информационном противоборстве важно быть очень осторожным, поскольку это требует не меньшей ответственности и внимательности, чем если бы стороны находились в прямом вооруженном конфликте.

Просто надо задаваться некими вопросами, а нередко об этом как-то для своего удобства забывают. Надо понимать, что в любой войне, прежде всего, страдают рядовые граждане, разрушается экономика и инфраструктура и, в конце концов, дестабилизируется весь регион. Даже после прекращения вооруженного конфликта нужно направить очень много сил, чтобы преодолеть последствия войны. Так, благоустроенный ливийский город Сирт превратился сегодня в руины и очень больно наблюдать за кадрами из этого населенного пункта.

Наряду с этим, в рамках вопроса относительно Ирана и той же Сирии все же существуют сдерживающие моменты. Бесспорно, что у Тегерана нет мотивации для вооруженной борьбы с Западом. Вопрос касательно "ядерной программы" Ирана слишком раздут.

Что касается "сирийской темы", Башар Асад будет стоять до конца, так как сдаться в данном положении означает не только потерю власти, но и физическое истребление президента Сирии, его окружения и близких. Думается, для Башара Асада это неоспоримая очевидность.

В принципе, к проблемам надо подходить объективно, а не только с точки зрения пропагандистской стратегии "по промыванию мозгов". Это наносит огромный ущерб идеям демократии и ее нравственному потенциалу.

- А насколько может развиваться процесс ухудшения ирано-турецких отношений, учитывая имеющую место некоторую напряженность?

-Отношения между официальным Тегераном и Анкарой не настолько уж усугублены, как этого хотелось бы некоторым. Да, Турция является членом НАТО. В свою очередь, на турецких территориях расположены американские ПРО, которые Иран грозился подвергнуть ракетному обстрелу. Несмотря на то, что Турция должна действовать, как государство-член Организации атлантического договора, и Иран, естественно, понимает это, ни Анкара, ни Тегеран не заинтересованы в противостоянии.

Следует отметить, что не все так однозначно, так как Турция и Иран - это два крупных геополитических центра и региональных государства. Вопросы региональной безопасности и стабильности значительны для обеих стран. Здесь больше обращает внимание именно данный момент.

- Как вы думаете, есть ли вероятность, что разгорится Большая ближневосточная война?

-К сожалению, регион не застрахован от этого. Регион Ближнего Востока - это стратегическое пространство, где сплетаются, сталкиваются различные интересы и приоритеты. Богатый энергоресурсами ближневосточный регион очень важен и своим геополитическим месторасположением. Я повторю: в развивающийся ныне период необходимо быть очень осторожным и чувствовать большую ответственность за проводимую в данном направлении политику всем сторонам. Действительно, не исключается опасность того, что может "заполыхать весь регион", а ситуация - выйти из-под контроля полностью. Единственным приемлемым решением надо считать то, что агрессия и провокация с той или иной стороны предопределят именно большое и кровавое вооруженное противостояние по всему Ближнему Востоку, и участниками данной войны могут стать очень немалое число региональных государств.

- Тем не менее, может быть, пришло время каких- то новых действенных механизмов, обеспечивающих стабильность и безопасность в регионе? Есть ли предпосылки для их выработки?

- Ничего разрабатывать и не надо. В конце концов, есть международные нормы и принципы, никто пока не отменял устав ООН, существуют такие понятия, как "суверенитет государств", функционируют международные инспекционные службы. Необходимо обыкновенным образом все это задействовать более активно и просто больше доверять друг другу. Надо, грубо говоря, "меньше брать" и не начинать войну там, где это только выгодно сильному доминирующему государству. До сих пор наиболее кровавые вооруженные конфликты развязываются в том пространстве, в котором заключаются интересы наиболее сильного государства.