Российский политолог: "Габалинская РЛС не нужна ни Москве, ни Баку"
Габалинская станция потеряла военно-стратегическое значение для Москвы, учитывая, что в вопросе модернизации системы раннего ракетного предупреждения сделана ставка на новые объекты РЛС, базирующиеся преимущественно на территории РФ.

Так российский политолог, руководитель Службы политического прогнозирования Центра по изучению постсоветского пространства Александр Караваев прокомментировал Day.Az факт прекращения эксплуатации Россией Габалинской РЛС.

По его словам, Москве не удалось привлечь Вашингтон к разработке сценариев совместной ПРО, а Габалинская станция пять лет назад была предложена в качестве объекта для подобного взаимодействия.

"Таким образом, в сухом остатке, станция хоть и осталась предметом важным, но исключительно в плоскости двусторонних отношений Москвы и Баку. Я думаю, что стороны обсуждали несколько вариантов совместного использования объекта. Но тут возникало множество ограничений. По-своему революционная идея использовать станцию в качестве научного полигона не прижилась - нужен опыт, нужны идеи, и кто за это будет платить? Продолжать использовать ее по прямому назначению можно, но в чем практическое применение ее информации для Баку, не имеющего ракетно-ядерного вооружения и не опасающегося баллистических атак из космоса? Для мониторинга же ракетного нападения из Ирана и Армении есть более современные мобильные комплексы, которые Баку может купить", - отметил политолог.

Станция, подчеркнул он, задумывалась как объект раннего ракетного оповещения в системе других подобных. В принципе, предположил наш собеседник, подобную систему можно восстановить на базе коллективной системы безопасности, типа ОДКБ, но Азербайджан в ОДКБ не входит.

Скорее всего, считает Караваев, Россия могла бы остаться в Габале в случае не столь радикального увеличения стоимости аренды. "Но в общем, станция оказалась чемоданом без ручки - отказаться, вроде, жаль, но и поддерживать ее дорогую аренду только для демонстрации высокого уровня двусторонних отношений, в Москве посчитали излишним", - резюмировал российский политолог.