Пиар от Тегерана: для чего Ирану ложь о карабахской войне

Есть такой старый политический анекдот еще советской эпохи, как говорится, с бородой, длинной, как отчетный доклад Леонида Ильича Брежнева. На военном параде на Красной площади в качестве почетных гостей присутствуют Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон. "Эх, если бы у меня были советские танки, - мечтательно вздыхает Александр Македонский, - я был бы непобедим!" "Если бы у меня были советские самолеты, - вторит ему Цезарь, - я завоевал бы весь мир!". "А вот если бы у меня была советская история, - задумчиво говорит Наполеон, - никто до сих пор бы не узнал, что я проиграл битву при Ватерлоо..."

Как утверждают эксперты, соблазну переписать историю, в особенности недавнюю, поддаются многие. Причем соблазн этот становится особенно сильным, когда речь идет о событиях, относительно которых трудно однозначно ответить на вопрос, следует ли считать их историей или текущей политической хроникой. Иногда так поступают потому, что хотят приукрасить собственную историческую биографию. Чаще - для того, чтобы скрыть нечто не очень благовидное. Вот и секретарь Совета политической целесообразности и бывший командующий Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мохсен Резаи в интервью каналу"Сехер" сделал сенсационное заявление: оказывается, во время Карабахской войны Иран оказывал Азербайджану существенную военную поддержку. И, дескать, глубоко неправы те, кто утверждает, что Иран поддерживает в этой войне Армению, а не Азербайджан.
 

Иистинная позиция ИРИ была слишком уж очевидна во все годы карабахского противостояния. Очевидна она и теперь

Как того и следовало ожидать, в Баку это заявление опровергли четко и однозначно. В самом деле, истинная позиция ИРИ была слишком уж очевидна во все годы карабахского противостояния. Очевидна она и теперь. Напомним: если Турция отказалась устанавливать с Арменией дипломатические отношения и закрыла границу, то Иран совместно с Арменией реализует десятки масштабных инфраструктурных, логистических и экономических проектов, не говоря уже о поставках энергоносителей. Есть сведения из вполне заслуживающих доверия источников о тесном сотрудничестве иранской и армянской разведок.
 

А открытые и вполне официальные источники сообщают о встречах на высшем уровне, публикуют фотографии протокольных рукопожатий и улыбок иранских лидеров с соучастниками Ходжалинского геноцида. И уж тем более показательно, что в Армении на эти его заявления никак не отреагировали.

Но вместе с вполне понятным и ожидаемым шквалом опровержений заявления господина Резаи вызвали и вполне понятное недоумение: на кого пытался произвести впечатление бывший глава КСИР? Кого и в чем он стремился таким способом убедить?
 

Вполне понятное недоумение: на кого пытался произвести впечатление бывший глава КСИР? Кого и в чем он стремился таким способом убедить?

Как уверены многие эксперты, подобные заявления для иранских политиков - мера в значительной степени вынужденная. Нынешняя поддержка Армении со стороны официального Тегерана вызывает понятное возмущение среди иранских азербайджанцев, которым небезразлично, что происходит к северу от реки Араз. И это недовольство особенно ощутимо с учетом того, что в Иране уже нынешним летом пройдут президентские выборы, и голоса этнических азербайджанцев на них совсем не лишние.

В Баку считают, что оказание Ираном в карабахской войне помощи Азербайджану выглядит слишком уж неправдоподобно на фоне известных фактов, а подобные заявления, скорее, смахивают на попытку завуалировать свои тогдашние тесные военные связи с Арменией. Для того, чтобы завоевать симпатии проживающих в ИРИ азербайджанцев, Тегеран готов сегодня лгать, отодвигая на задний план сотрудничество с Ереваном. Однако, как подчеркивают азербайджанские эксперты, в карабахском вопросе именно Армения всегда и во всех смыслах пользовалась поддержкой Ирана. При этом в Баку напоминают, что как раз в тот период, когда Иран взялся за посредничество в урегулировании конфликта, армянами была оккупирована Шуша.
 

Можно также сказать, что в еще большей степени чем внутрииранской, эти заявления Резаи адресованы азербайджанской аудитории. И это не просто стремление подправить имидж собственной страны. Речь идет о процессе куда более сложном и многокомпонентном. В Иране просто не могут выработать для себя модель сосуществования с независимым Азербайджаном.

Это не просто стремление подправить имидж собственной страны. Речь идет о процессе куда более сложном и многокомпонентном. В Иране просто не могут выработать для себя модель сосуществования с независимым Азербайджаном

Потому как наша страна, похоже, оказалась слишком ярким, слишком доходчивым и для кого-то слишком неудобным примером того, что государство, где 90% населения исповедует ислам, причем в большинстве своем именно шиитский, может и не быть похожим на нынешний Иран, где жизнь окрашена в два цвета - черный для живых и белый для мертвых. Азербайджан успешно развивает собственную экономику, демонстрируя, как могут "работать" доходы от нефти, если их грамотно реинвестировать и вкладывать в развитие собственной страны, а не в "экспорт" политических идей весьма радикального свойства. В Баку не забывают о традициях и собственном историческо-культурном наследии, но в то же время успешно строят у себя демократию западного образца, развивают сотрудничество и с Востоком, и с Западом, принимают у себя "Евровидение" и Европейские Олимпийские Игры и становятся столицей исламской культуры...

И все эти столь неудобные примеры - рядом, и в прямом, и в переносном смысле "за речкой". И уж тем более понятно, как хотелось бы многим политикам в Тегеране, на фоне нынешних претензий Ирана на роль региональной сверхдержавы, "отрихтовать" политику независимого Азербайджана по иранским стандартам. Популяризация политики ИРИ как государства здесь - это первая задача. Которую господин Резаи и взялся решить. В меру сил и способностей, так сказать.

Только вот в Тегеране, похоже, не учли одного: легендарная советская пропаганда, о которой мечтал анекдотичный Наполеон, демонстрировала свои феноменальные успехи в ХХ веке, когда полный контроль за информационным пространством хотя бы собственной страны был задачей выполнимой с технической точки зрения (и то зловредные "радиоголоса" прорывались сквозь рев "глушилок", а разнообразный "самиздат" имелся едва ли не в каждой "интеллигентской" квартире). А сегодня на дворе уже XXI век, с Интернетом и спутниковыми антеннами, когда уже невозможно "запереть" всю невыгодную информацию о сотрудничестве разведок Ирана и Армении, поставках Еревану ГСМ и многом другом. Это, заметим, во внутрииранском информационном пространстве. А агаи Резаи попытался, похоже, воздействовать на ситуацию в Азербайджане, где ни СМИ, ни эфир, не говоря уже об Интернете, Иран не контролирует.
 

А агаи Резаи попытался, похоже, воздействовать на ситуацию в Азербайджане, где ни СМИ, ни эфир, не говоря уже об Интернете, Иран не контролирует

Сможет ли "перевесить" одно ничем не подтвержденное заявление Мохсена Резаи всю информацию о прошлом и нынешнем сотрудничестве ИРИ и Армении - вопрос даже не риторический. В особенности на фоне того, что содержало это заявление весьма важный "мессадж": в реальности пересматривать свои отношения с Арменией в Иране, похоже, не намерены, и рассчитывают "решить проблему" при помощи наспех сфабрикованных "официальных версий", нисколько не заботясь, стыкуются ли они с действительностью. А такой "пиар", как показывает практика, не бывает успешным.