Культ ненависти: Армения строит новые заговоры

28 мая свой государственный праздник - "день первой республики" - отметила Армения. Со всеми приличествующими такой исторической дате протокольными церемониями и, конечно же, выступлением главы страны Сержа Саргсяна. Согласно многолетней устоявшейся традиции, по такому случаю главе государства полагается говорить о достижениях в экономике и социальной политике, ставить задачи и т.д. Но президент Армении повел себя по-иному. Он отправился в Сардарабад, переименованный в "Сардарапат", на место сражения с турецкой армией в 1918 году, где вновь стал говорить о войне с Турцией, "геноциде" и т.д.

Конечно, каждое государство вольно расставлять для себя "исторические приоритеты" по собственному усмотрению. Как и трактовать ключевые даты собственной истории. Однако "праздничное" выступление Сержа Саргсяна дает повод для размышлений, каких же масштабов достиг в Армении культ ненависти к Турции на официальном уровне, основанный на все тех же разговорах о "геноциде 1915 года". Правда, за сто лет прежние постулаты успели уже утратить актуальность, и даже в Армении многие воспринимают эту культовую историческую трагедию как стародавнюю историю. Однако, судя по многим косвенным признакам, сегодня этот культ получает в Армении солидную "информационную подпитку".

Прежде всего, нельзя не обратить внимания на некоторые нюансы освещения в СМИ Армении событий в Сирии. То, что в центре внимания окажется судьба армянской общины Сирии, следовало ожидать. Но местные аналитики пошли дальше и уже выстраивают целую логическую цепочку: дескать, Турция поддерживает сирийскую оппозицию исключительно для того, чтобы ее боевики "убивали армян", а зловредные турецкие эмиссары едва ли не назначают цену за каждого убитого этнического армянина.

Одновременно ереванские "политтехнологи" старательно и планомерно накаляют также ситуацию вокруг армянской общины Турции. Напомним, что в настоящее время в одном только Стамбуле проживает не менее 60 тысяч этнических армян (и это без учета армянских же "гастарбайтеров", которые отправились из Армении в Турцию на заработки уже в последние годы). Здесь наличествует собственный патриархат Армянской апостольской церкви. В Стамбуле издается несколько армянских газет, действуют школы, имеется множество коммерческих и частных предприятий, принадлежащих этническим армянам.

Несмотря на это, в последние годы в Ереване постоянно предпринимаются попытки создать напряженность вокруг армянской общины Турции. Сначала прямо-таки беспрецедентное внимание уделялось убийству в Стамбуле двух пожилых армянок. Потом выяснилось, что речь идет об обычной уголовщине, да к тому же сам преступник оказался этническим армянином. Следующий всплеск страстей был приурочен к новому событию: в одной из местных армянских церквей некий неизвестный во время службы открыл беспорядочную стрельбу. Убитых и раненых не было, но шум в армянских СМИ поднялся просто невообразимый. Закончилось же все тем, что турецкая полиция установила: стрелял психически неуравновешенный субъект, и причем вновь это оказался этнический армянин по происхождению.

Теперь армянские СМИ обратились к "делу Севана Нишаняна": этот турецкий журналист армянского происхождения неоднократно выступал в СМИ с провокационными заявлениями. То он брался за исследование темы "геноцида армян", то доказывал, будто турки и вообще мусульмане в Анатолии - это "случайные" и "пришлые" люди, и "исторически", мол, эта земля принадлежит христианам (то есть армянам)... Но так как должной скандальной славы за пределами Турции никак не получалось, то Нишанян взялся за безотказную тему. И высказался в своем блоге в том смысле, что оскорбление пророка Мухаммеда не может считаться преступлением - это, мол, "свобода слова". Не довольствуясь лишь рассуждениями, Нишанян оскорбил пророка. Турецкая юстиция отреагировала незамедлительно. Генеральная прокуратура запросила для Нишаняна полтора года лишения свободы, суд определил наказание в 13 месяцев тюрьмы.
 

При этом даже самые отчаянные сторонники Нишаняна вынуждены были признать, что вердикт турецкого суда укладывается в вынесенные ранее решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Там после анализа нескольких "прецедентов" пришли к выводу, что свобода слова, конечно, очень хорошо и очень ценно, но оскорбление религиозных чувств, во-первых, недопустимо, а во-вторых, может и должно быть наказуемо. Слишком уж это чувствительный и болезненный вопрос, чтобы им можно было пренебрегать. Так что шансов на заступничество международной правозащитной "тусовки" после вердикта ЕСПЧ у Нишаняна оказалось немного. Но зато нешуточную активность развернули армянские лоббисты, в том числе в США, не говоря уже о журналистах армянских газет и интернет-сайтов. Расчет понятен: стоит только прочитать в заголовке что-то вроде "турецкий суд осудил армянина за оскорбление ислама" - и реакция либеральной общественности будет вполне предсказуемой.

Вполне очевидно, что речь идет о планомерной политике "накаливания ситуации". Пусть 60 тысяч армян в Стамбуле и еще десятки тысяч их соотечественников в других городах Турции спокойно живут, общаются с соседями, посещают по воскресеньям церковь и горячо спорят в кофейне, кто играет лучше - "Фенербахче" или "Галатасарай", в эпоху Интернета всегда можно найти одного или двух желающих "прославиться" путем провокаций. А раскрутить затем все это - уже дело техники.

При этом вызывает удивление, что эта, так сказать, "мышиная возня" нашла неожиданный отклик в турецкой "гламурной тусовке". Где верно уловили некие "европейские тренды" и принялись демонстрировать свои симпатии к "армянским диссидентам" - с этаким оттенком сладкого фрондерства. И вот уже в турецкой блогосфере с придыханием обсуждают посты некоего Арета Вартаняна, который заверяет всех в своей любви к Турции, а потом с очень знакомыми азербайджанской аудитории интонациями начинает всхлипывать, каким "европейским" и "христианским" был Стамбул до того, как в нем стали преобладать "разные понаехавшие"...

Нечто подобное в истории Турции уже было. Правда, сегодня об этом в армянских кругах не принято вспоминать, однако факт остается фактом: одними из первых "заигрывать" с армянскими лидерами пытались еще младотурки, которые, свергнув в 1908 году султана Абдулгамида II, стали проводить в Османской империи реформы по "европейскому" образцу. Реформы эти самым непосредственным образом затронули и положение меньшинств - немусульмане были официально уравнены в правах с мусульманами. По тем временам это был весьма прогрессивный шаг - в США, к примеру, только в 1924 году индейцы получили гражданские права. Но армянским лидерам, с которыми к этому моменту уже активно заигрывали европейские политики, явно хотелось большего, и прежде всего "территориальной автономии", которая открывала бы путь к созданию армянского государства на турецких землях.

И теперь Армения, на гербе которой по-прежнему красуется расположенный в Турции Агры-Даг и где даже не думают отказываться от территориальных претензий к Турции, похоже, вновь готова разыграть прежний сценарий. Где своя роль отведена и "образцово-показательным жертвам" вроде Нишаняна, и турецкой "гламурной тусовке". Пусть даже далеко не всех "игроков" посвящают в тонкости замысла.

Region Plus