Александр Караваев: "Армения оккупировала часть Азербайджана"
На сайте Информационно-аналитического Центра Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (ИАЦ МГУ) опубликована статья "Нормальная работа омбудсмена" (http://www.ia-centr.ru/expert/16137/) заместителя генерального директора этого центра Александра Караваева о ситуации, создавшейся после высказывания молдавского омбудсмена Аурелии Григориу относительно оккупации азербайджанских территорий и ущемленных прав беженцев карабахского конфликта.

Об этом сообщает Day.Az со ссылкой на АзерТАдж.

Как пишет автор, этот факт можно было бы воспринимать как рядовой эпизод армяно-азербайджанской информационной войны: она высказала свою личную позицию, армянская общественность с ней не согласилась. Но неприятное для хозяев мероприятия выступление было сделано на международной конференции в Ереване, организованной Конституционным судом.

По мнению А.Караваева, суть раздражения армянской стороны сводится к попытке закрыть глаза на позицию внешнего окружения и фактический расклад ситуации вокруг конфликта. "Армения оккупировала часть Азербайджана, называя это поясом безопасности. Во всех официально обсуждаемых сценариях переговорного решения конфликта, эти территории Азербайджана придется возвратить назад. Даже Владимир Казимиров, ветеран российской дипломатии, на которого любят ссылаться в Ереване, говорит об этой неизбежности", - говорится в статье.

Как считает автор, в процессе определения статуса Карабаха, в вопросах демилитаризации и т.д. могут возникнуть разные споры, но факт оккупации остается фактом, о чем и сказала Григориу. Задача омбудсмена не сокрушаться, а говорить в лицо неприятную часть истории, ответственность за которую лежит на конкретных участниках.

Далее в статье отмечается, что в применении к постсоветским конфликтам в задачи омбудсмена, сформированного, кстати, непростым двухсотлетним опытом европейских государств, входит донести так называемую западную модель постконфликтного урегулирования. Не так уж сложно ее представить. Если следовать букве европейских деклараций и практике судов Гаагского трибунала по бывшей Югославии, то очевидно, что по мере движения Баку и Еревана в сторону Европы они столкнутся с определенным набором обязательств, которые со временем станут необходимой к исполнению гуманитарно-правовой частью политической базы примирения. Автор пишет: "Среди этих обязательств окажется признание штурма города Ходжалы не просто печальным эпизодом войны, а событием расправы над мирными жителями. Как раз на днях в Боснии перезахоронены тела нескольких сот гражданских, погибших в результате геноцида в Сребренице (в течение 1992-1995 годов в самом городе и окрестностях по разным оценкам было убито более 3 тысяч сербов и не менее 8 тысяч боснийцев-мусульман, неизвестные братские могилы находят до сих пор). В марте 2010 года парламент Сербии проголосовал за резолюцию, осуждающую массовое убийство боснийских мусульман в Сребренице и содержащую извинения перед семьями погибших. С большой очевидностью можно говорить, что в рамках европейской модели урегулирования тема Ходжалы окажется гуманитарным элементом покаяния в постконфликтной истории двух стран. Там же будет место возвращению всех желающих беженцев к своим домам и возможность свободно посещать могилы предков".