"Детектор лжи" для Сейрана Оганяна: о чем министр врал студентам
Любители популярного детского юмористического киножурнала "Ералаш", наверняка, помнят его выпуск, где школьники умудряются изобрести ни много ни мало "бесконтактный детектор лжи" - прибор, который мигает красным светом, как только кто-то начинает, пардон, "заливать". И как-то, на свою беду, явился в этот класс директор, начал рассказывать ученикам красивые сказки, да так увлеченно, что чудо-прибор просто взорвался.

Министру обороны Армении Сейрану Оганяну, конечно, несказанно повезло, что студенты и преподаватели Ереванского государственного университета, перед которыми он на днях выступал, ничего подобного не изобретали. Иначе мало бы никому не показалось. Впрочем, удалось ли Сейрану Мушеговичу избежать оглушительного конфуза - это еще вопрос. Впрочем, судите сами.

Вначале все шло по накатанной колее. Но все сорвалось, когда министру захотелось "добавить конкретики". Наверное, когда Оганян пытался представить бои августа 2014 года как большой успех армянской армии, "восприимчивая" (если уж кому-то донельзя режет слух куда более четкий термин "оболваненная") аудитория еще могла поверить, как говорят в среде современной молодежи, "повестись" или "купиться" или уж во всяком случае не подвергать сомнению эту официальную версию вслух. Она и так уже, несчастная, трещит по швам: слишком уж очевидно, что "игру на обострение" на линии фронта в очередной раз начала сама Армения. Где дорвавшиеся до власти "полевые командиры" по-прежнему считают вооруженные провокации лучшим способом решения всех мыслимых и немыслимых задач - от срыва "невыгодных" коммерческих проектов до попыток укрепить свой политический рейтинг. По вполне понятным причинам, в Ереване об этом вслух предпочитают не говорить - тема уж больно взрывоопасная. Во всех смыслах.
 

Дорвавшиеся до власти "полевые командиры" по-прежнему считают вооруженные провокации лучшим способом решения всех мыслимых и немыслимых задач - от срыва "невыгодных" коммерческих проектов до попыток укрепить свой политический рейтинг

Здесь бы Сейрану Мушеговичу остановиться. Ну, добавить для приличия пару сентенций насчет "боевого духа", вспомнить что-нибудь из древности, ну, там, Тиграна Великого или Пунические войны, но он, на беду свою, вспомнил уроки, усвоенные еще в военном училище. И решил пойти, так сказать, в наступление с выгодных позиций.

Министр для начала принялся старательно уверять аудиторию, что, дескать, на линии фронта созданы суперсовременные инженерные "противодиверсионные" механизмы, через которые никакие зловредные "азербайджанские диверсанты" не просочатся. И вообще, если верить Оганяну, эти самые зловредные "азербайджанские диверсанты" добирались, мол, до армянских инженерных "чудо-установок" и дальше продвинуться не могли.

Если бы в это время в ЕГУ снимали "Ералаш", то этот самый "детектор лжи" уже перегрелся бы до самого никуда. Потому как у армянской аудитории слишком свежи в памяти события июля нынешнего года, когда в оккупированном Кельбаджарском районе изловили "азербайджанских диверсантов", которые оказались просто крестьянами, беженцами из того же района, решившими перейти линию фронта и взглянуть на родное село.

Сейран Оганян в своих нынешних речах об июльских событиях предпочитает не вспоминать, но армянская аудитория вряд ли забыла панику, охватившую тогда многих. "Диверсанты", по слухам, добрались аж до Вардениса (историческое название - Басаркечар), да и взяли их на достаточном удалении от линии фронта. Это где же проходят хваленые "инженерные заграждения" господина Оганяна - в Басаркечаре? Или, может, вообще вдоль забора его дачи? И если перейти линию фронта смогли крестьяне в резиновых сапогах и с кухонным ножом, то, наверное, настоящим диверсантам это будет еще легче. К тому же, заметим, их специально учат преодолевать инженерные заграждения.
 

Если перейти линию фронта смогли крестьяне в резиновых сапогах и с кухонным ножом, то, наверное, настоящим диверсантам это будет еще легче

Всего этого министру не припомнили. У него всего лишь поинтересовались: а как тогда быть с армянскими перебежчиками? Ну да, теми самыми Ходжояном и Петросяном, расследования смерти которых так настойчиво требует Ереван? Как им удалось преодолеть все эти чудо-заграждения?

И вот тут, что называется, "рвануло". Потому как Сейран Мушегович с армейской прямотой ляпнул: "Наши горные условия не позволяют полностью перекрыть каждый метр. В некоторых местах имеются открытые участки, но там также есть соответствующие знаки". После чего принялся жаловаться, что местные жители на них порой внимания не обращают. И вообще, границу, мол, переходят психически больные люди.

Можно представить, какой "разрыв шаблона" случился на этих словах министра даже у подготовленной во всех смыслах аудитории. Чего стоят все эти разговоры о "заграждениях", если Оганян и сам признает, что перекрыть "каждый метр" не удалось? И если так, то... стоило ли вообще эти разговоры вести?

А затем у министра случился еще один конфуз. И куда более оглушительный, чем первый. У Сейрана Мушеговича хватило осторожности не упоминать об этом "на камеру", но подспудно он понимал, что беседует с преподавателями и студентами на фоне впечатлений от завершившейся в Баку международной оружейной выставки ADEX-2014. И обилия весьма тревожных для Армении новостей и об успехах азербайджанского оборонпрома, и о закупках нового оружия из-за рубежа. Понимал он, по всей видимости, и другое: в век Интернета, социальных сетей и спутниковых антенн скрыть такую информацию от армянской аудитории уже не получится. Вначале министр привычно пообещал "второй пересмотр сил обороны", запланированный на 2014-2015 годы. Обвинил Азербайджан в "эскалации напряжения", хотя даже школьнику сегодня понятно, что главный источник напряженности в регионе - это продолжающаяся оккупация Арменией азербайджанских земель.
 

Вот тут Оганяну захотелось конкретики. И он, как тот директор из "Ералаша", принялся старательно рисовать перед студентами и педагогами радужные картинки, разглагольствуя о том, что армянская армия и так вооружена лучше некуда

И вот тут Оганяну захотелось конкретики. И он, как тот директор из "Ералаша", принялся старательно рисовать перед студентами и педагогами радужные картинки, разглагольствуя о том, что армянская армия и так вооружена лучше некуда, и вообще, в ближайшее время закупит новое дальнобойное и высокоточное оружие.

И все бы, как говорится, ничего, но у аудитории и здесь возник вопрос, который сработал не хуже "детектора лжи": если так, то почему армянская сторона не демонстрирует приобретенные современное оружие и боеприпасы, в то время как Азербайджан это периодически делает? И Сейран Оганян бухнул: он вообще против того, чтобы вооружение и военная техника периодически открыто демонстрировались общественности. Это, мол, в Азербайджане такая демонстрация - "часть пропаганды", а у Армении своя тактика. И заверил: зато армянские воины своим оружием великолепно владеют. И вообще, воюет не оружие, а люди, глубокомысленно заявил армянский министр. 

Наверное, если бы Сейран Оганян сказал прямо: на новое оружие у нас денег нет, поэтому будем рассчитывать на то, что имеем, и главным образом, на свой боевой дух - это прозвучало бы как-то... ну, посолиднее. И уж во всяком случае откровеннее. Можно ли обойтись в политике без лжи - вопрос из разряда вечных, но если уж лгать, и лгать публично, то хотя бы так, чтобы через секунду не приходилось в этой собственной лжи расписываться.

А то неудобно как-то получается - в сентябре 2011 года в Ереване задумали и даже устроили впечатляющий военный парад. С прямой трансляцией, съемками с десятков точек и т.д. Сам Сейран Оганян красовался на этом параде в парадном мундире со всеми регалиями. И против демонстрации техники и вооружения явно не возражал. Одно плохо: аудитория потом долго зубоскалила по поводу техники на тягачах и макетов вместо реальных ракетных и артиллерийских систем. И на сей раз слова министра обороны если и убедили в чем-то ереванскую аудиторию, то только в том, что никакого "чудо-оружия", которое можно продемонстрировать даже в виде макетов, в запасе у Еревана не имеется.
 

На сей раз слова министра обороны если и убедили в чем-то ереванскую аудиторию, то только в том, что никакого "чудо-оружия", которое можно продемонстрировать даже в виде макетов, в запасе у Еревана не имеется

Так что остается министру только "бряцать языком". Нечаянно расписываясь в том, что у официального Еревана просто нет четкого ответа на вопрос, как вести себя в то время, когда расстановка сил в регионе меняется не в пользу Армении, а на давно назревшие политические решения, прежде всего на вывод войск с оккупированных азербайджанских земель, у ее руководства банально не хватает политической воли.

И вот это уже катастрофа куда большая, чем "проницаемые" границы и отсутствие современного оружия в арсеналах.