Армянские археологи ищут в Карабахе несуществующее прошлое
Недавно в прессе появилась новость о том, что армянские ученые проводят раскопки на территории оккупированного Арменией Нагорного Карабаха. В процессе раскопок уже найдены "уникальные артефакты". Уникальные не по своей исторической и научной важности, а потому, что армяне, как и всегда, ищут то, чего на данной территории быть просто не может. И самое интересное, что "находят".

В данном случае армянским археологам удалось раскопать так называемый "Тигранакерт". Название взято в кавычки не потому, что подобного города не существовало вообще, а потому что его никогда не существовало на территории оккупированного Арменией Агдамского района Азербайджана.

К армянским фальсификациям мировая научная общественность привыкла. Привыкла и смирилась, и даже стала находить в них положительные черты. Поэтому мало кто удивится, если на территорию раскопок прибудут авторитетные ученые из-за рубежа и дадут "путевку в жизнь" очередной армянской лжи.

Но мы с таким примирением с ложью, прошу прощения за тавтологию, мириться не собираемся, потому что фальсификации подвергается история нашей страны. Так что попробуем сегодня во всем разобраться. А поможет нам в этом член-корреспондент Национальной Академии Наук Азербайджана, заведующий отделом античной археологии Института археологии и этнографии, доктор исторических наук, профессор Ильяс Бабаев.

Наш выбор не случайно пал на профессора Бабаева, ведь он свыше 50 лет проводил археологические раскопки, на основе многочисленных археологических находок и письменных источников исследовал старинные азербайджанские печати, монеты, проблемы образования городской культуры и классового общества, государства, международных отношений и политической истории. Он автор около 300 научных работ, в том числе 8 книг, коллективных трудов, учебников по истории. Из них за рубежом издано более 80-ти. Бабаев прекрасно знает территорию, на которой в настоящее время орудуют его армянские коллеги.

- Ильяс муаллим, где располагался этот самый Тигранакерт, если таковой вообще существовал в истории?

- Тигранакерт - это город, названный в честь Тиграна II великого, пришедшего к власти в 95 году до н.э., который до этого был заложником у парфян. Именно он основал так называемый Тигранакерт. Тигран также совершил ряд походов в Сирию и захватил несколько городов, откуда он переселил 300 тысяч человек, которые были либо греками, либо евреями, но никак не армянами.

Об этом повествуют греческие и римские источники. Более того, по этому вопросу хорошую работу написал армянский ученый Г.X. Саркисян, который был директором института востоковедения и занимался античностью. Этого ученого я хорошо знал. Согласно Саркисяну, данный город образовался не раньше 87 года до н.э. в верхнем течении реки Тигр. Властвование Тиграна закончилось в 56 году до н.э.

Тигранакерт был большим городом с широкими стенами, который разрушил римский полководец Лукулла во время своего похода на восток, начатого в 69 году до н.э. Во время похода Лукулла и Помпея Тигран потерпел сокрушительное поражение и был разгромлен. Он передал Помпею всю казну и полностью подчинился Римской империи.

Несмотря на вопиющие исторические факты, некоторые средневековые армянские авторы, жившие на 700-800 лет позже Тиграна, утверждали, что он якобы строил город в Карабахе под названием Тигранакерт, хотя в письменных источниках времен самого Тиграна таких сведений нет.

На самом деле город располагался на берегу одного из притоков реки Тигр. А сам Тигран никогда не совершал военных походов на Кавказ. Поэтому на Кавказе в целом и в Нагорном Карабахе в частности никогда не было и не могло быть города под названием Тигранакерт. Этот город армянам следует искать на территории древнего междуречья, где-то в северной Месопотамии.

Надо сказать, что армяне недолюбливают своих историков, очень известных, занимавшихся изучением Нагорного Карабаха и Кавказкой Албании и трактовавших полученные факты согласно науке, а не современным армянским интересам. Одним из таких историков был академик Сурен Тигранович Еремян, доказывавший, что на территории Нагорного Карабаха издревле жили именно албанцы, а не армяне, а последние являются пришлым народом. Об этом также писал другой очень известный армянский ученый, академик Иосиф Абгарович Орбели, который в течение долгих лет был директором Эрмитажа в Петербурге.

- Что же армянские археологи сейчас там копают, называя это Тигранакертом?

- Вся территория, на которой сегодня ведут раскопки армянские ученые, входила в состав Кавказской Албании, первого самостоятельного государства на территории Северного Азербайджана. Найденные археологические остатки на территории Агдама принадлежат древнему албанскому народу, предкам азербайджанского народа. Армянские ученые утверждают, что этот так называемый Тигранакерт был вырублен в скале, потому азербайджанские археологи в 60-х годах прошлого столетия не смогли его обнаружить. Это выдумка чистой воды.

- А если говорить о правовой стороне вопроса - имеют ли право армяне проводить раскопки подобного характера?

- Конечно, армяне не могут проводить раскопки без нашего согласия. Они пользуются тем, что азербайджанские земли временно находятся под их оккупацией. Армяне копают в разных частях Нагорного Карабаха, даже в Азыхской пещере, где азербайджанскими учёными был найден фрагмент челюсти азыхантропа. В данной пещере имеются сталактиты и сталагмиты, где из капель воды с известковыми примесями образуются фигуры. Армяне утверждают, что эти фигуры якобы принадлежат им и даже напоминают их по форме! Такие утверждения не могут вызывать ничего, кроме смеха...

Итак, никакого Тигранакерта на территории Нагорного Карабаха не было и быть не могло. Чего и следовало ожидать. Как-то приходилось читать об утверждениях армянских ученых, доказывающих, что азыхантроп был армянином по национальности... Опровергать и комментировать подобную чушь было бы несерьезно. Ильяс Бабаев прав, говоря, что такие "научные" выводы не заслуживают ничего, кроме иронии.

Но кого армяне таким образом обманывают? Прежде всего, себя. Ведь азербайджанские ученые располагают фактами и архивными материалами, доказывающими, что никакого отношения к армянам не имел не только Нагорный Карабах, но и большая часть территории нынешней Армении. Например, по словам Бабаева, имеется составленные российскими военными в 19-ом и в начале 20-го веков топографические карты, где почти все топонимы на территории, ныне называемой "Арменией", являются азербайджанскими. Это о многом говорит. О появлении армян на Ближнем и Среднем Востоке имеются исследования маститых ученых, например, работа авторитетного российского ученого Игоря Михайловича Дьяконова.

В середине первого тысячелетия до н. э. армяне не были независимыми, а входили в состав Ахеменидского государства. В надписях упоминается, что они поднимали восстание во время правления Дария I в 522 году до н. э. "Во времена Александра Македонского, который разгромил Ахеменидов, о независимости армян не могло быть и речи", - заметил Ильяс Бабаев. - Например, в V веке до н.э. Здесь на территории современной Азербайджанской Республики жили каспии, в состав которых вошли албанцы. Поэтому армян можно назвать не иначе как иностранцами в наших краях".

Появление же здесь армян связано с приходом на Кавказ России.

Так, ХV статья Туркменчайского договора между Российской империей и Персией, подписанного 10 февраля 1828 года, предусматривала переселение армян на территорию Азербайджана, для чего в 1829 году был даже создан специальный комитет. Как рассказал Бабаев, вопрос переселения армян широко рассматривается в работах Грибоедова и Паскевича. Труд Грибоедова о переселении армян следовало бы перевести на все языки мира, чтобы доказать мировой общественности, что армяне на Кавказе - иностранцы, считает азербайджанский ученый. В реальности, армяне присвоили себе историю Кавказской Албании, воспользовавшись конфессиональной общностью с албанцами. Все, что принадлежало албанцам, было автоматически закреплено за армянами.

А вот совсем свежий пример. Если живых свидетелей правления Тиграна великого быть не может, то о событиях последних десятилетий знают очень многие, в первую очередь сами армяне. Например, в Нагорном Карабахе существовал памятник, воздвигнутый в 1978 году в честь 150-летия переселения армян в Карабах. С началом карабахского конфликта армяне приняли меры, удалив с мемориала цифру "150" и видоизменив его. К счастью, в архивах и в Интернете имеются фото памятника, сделанные до, так сказать, "реконструкции". Но армянскую сторону это, похоже, не смущает.

В ускоренном темпе на оккупированных территориях идет арменизация албанских памятников. Тут особого труда прилагать не приходится, потому что албанцы были христианами и в конфигурации храмов и крестов есть схожие элементы.

- Дело в том, что часть людей, обладающая поверхностными знаниями, склонна причислять все христианские памятники либо к армянам, либо к грузинам, - сказал Ильяс Бабаев. - Албанцы, проживавшие здесь, в первой половине IV века приняли христианство, которое стало официальной религией Кавказской Албании. Албанцы молились в церквях, кресты которых обладали большой схожестью с крестами, используемыми в армянских храмах. Однако религия - это не показатель национальности, потому что как христианами, так и мусульманами могут быть люди самых разных национальностей.

Например, на территории города Габала, которая вплоть до V века являлась столицей Кавказской Албании, находятся албанские церкви. В селении Нидж проживают удины, считающиеся прямыми потомками древних албанцев. Удины смогли сохранить язык, который у них свой (кавказский), а не тюркский. Они также исповедуют христианство и являются монофизитами григорианцами. На территории поселка находятся 3 церкви. Удины, проживающие в Габале, не имеют никакого родства с армянами, но кресты их церквей похожи.

На территории Огуза также проживают удины диофизиты, то есть православные, говорящие на своем языке кавказской группы. В местной церкви располагается исторический музей, где находится крест с изображением Иисуса Христа. Этот крест очень напоминает русский православный крест. А у удин села Нидж кресты похожи на армянские. Армяне используют это сходство и стараются присвоить себе албанское наследие.

- Можно ли это остановить?

- Необходимо отвечать армянским историкам. Нельзя сидеть сложа руки, если мы хотим остановить арменизацию азербайджанских памятников. Это очень важный и серьезный процесс. Это наша история...