Армения: внешние вызовы как следствие внутренних проблем

Исходной точкой многих проблем сегодняшней Армении остаются события 1 марта 2008 года, которые стали своеобразным продолжением выборов главы государства. Интересно, что в некоторых российских изданиях дело было представлено так, что западные страны, якобы, планировали провести в Армении очередную "оранжевую революцию" и привести к власти оппозицию. Эти заблуждения были развеяны только после публикации докладных записок посольства США в Ереване на сайте Wikileaks. Из публикаций следовало, что американцы поддерживали власть, а не оппозицию.

Нападение полицейских на мирных демонстрантов на площади Свободы, а затем и столкновений полиции со сторонниками оппозиции в районе памятника Александру Мясникяну, в результате которого погибло 10, и было ранено свыше 200 человек, провело очень жесткий водораздел между обществом и оппозицией с одной стороны и властью с другой.

6,5 лет назад представители власти и ее приспешники поспешили заверить общество в том, что "страница 1 марта закрыта". Однако заверения оказались преждевременными, ведь до сих пор так и не найдены истинные виновники этой трагедии. А все попытки оппозиции добиться справедливой оценки произошедшего в западных структурах и, прежде всего, в Совете Европы оказались тщетными - дело было положено "под сукно". Между тем, согласно логике происходящего в мире, "1 марта" может в любой момент актуализироваться.

Те события не только окрасили армянскую действительность в светлые и мрачные тона, но и оказали существенное влияние на внутриполитический расклад. Так, с течением времени партнеры правящей Республиканской партии Армении (РПА) по правящей коалиции партии "Процветающая Армения" (ППА) и АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД), а затем и партия "Оринац еркир" ("Страна законности") сделали все возможное для того, чтобы дистанцироваться от властей.

Однако "1 марта" оказалось актуальным не только для внутриполитических, но во многом и для внешнеполитических проблем. Именно в результате событий 1 марта армянская власть, имеющая низкую легитимность, оказалась крайне уязвимой для внешних игроков.

В частности, США, одной из важнейших целей которых в регионе Южного Кавказа считаются армяно-турецкие отношения, использовали уязвимость армянской власти и в первую очередь президента Сержа Саргсяна для оказания давления в вопросе армяно-турецких протоколов, подписание которых в октябре 2009 года вызвало бурю негодования в Армении и диаспоре. Общественность, как в Армении, так и в диаспоре считает неприемлемым пункт соглашения о создании совместной комиссии по изучению исторических вопросов. Официальный Ереван, подписав эти документы, фактически дал согласие на обсуждение с турецкой стороной геноцида 1915 года.

И, хотя протоколы до сих пор не ратифицированы законодательными органами обеих стран, а сам процесс заморожен, тем не менее, протоколы существуют, и под ними стоит подпись официального Еревана. В данном случае уязвимость армянской власти, обусловленная внутриполитическими процессами, стала удобным инструментом для США, по задумке которых подписание протоколов, нацеленных на нормализацию армяно-турецких отношений, ослабит влияние России в Армении и регионе в целом.

Другим важным показателем воздействия внутренних проблем на сферу внешней политики стали "шатания" официального Еревана в выборе пути развития. Уязвимость власти во многом способствовала размазанной позиции государства в вопросе выбора геополитического вектора. Наглядным примером служат продлившиеся более трех лет заигрывания с Западом относительно подписания документов в рамках программы ЕС "Восточное партнерство", а затем разворот на 180 градусов в сторону России. 3 сентября прошлого года в ходе встречи с президентом России Путиным Саргсян заявил о решении Армении вступить в Таможенный Союз. Прямых доказательств давления Москвы на Ереван, конечно, нет, но такой резкий разворот дает основание предполагать, что стратегический союзник, выполняющий самую главную задачу - обеспечение безопасности, видимо, использовал свой богатый арсенал с целью "уточнения" позиции Еревана.

На 10 октября намечено принятие решения о членстве Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). До сих пор непонятно, чем завершится этот процесс. В основе оттягивания присоединения Армении к Таможенному Союзу и ЕАЭС лежат внутренние противоречия между странами-членами этих объединений. Между тем, из ведущих оппозиционных сил против вступления Армении в ЕАЭС выступает лишь небольшая партия "Наследие", все остальные силы в лице партий АРФД, ППА и АНК в целом поддерживают этот проект. Следовательно, вопрос членства Армении в ЕАЭС не является предметом острого внутриполитического дискурса.

Армянское общество в целом остается индифферентным к вопросу о вступлении Армении в ЕАЭС или в какое-либо другое образование. Вопрос о геополитическом выборе Армении отходит на второй план на фоне социально-экономических проблем, которые испытывает подавляющее большинство армянских граждан, высоких темпов миграции, наличия почти 35% нищих и пр. Отдельные малочисленные акции против вступления страны в ЕАЭС собирают группу максимум в 50 человек и не пользуются никакой поддержкой в обществе.

Сусанна Петросян, Ереван. Специально для "Вестника Кавказа"