Дэйв Рэнд: "О карабахском конфликте узнал от беженца по дороге в Губу" - ИНТЕРВЬЮ
Интервью Day.Az с председателем Совета директоров Калифорнийского еврейского Комитета по связям с общественностью Дэйвом Рэндом.

- Недавно вы посетили Азербайджан. Каковы ваши впечатления?

- Я был очень впечатлен Азербайджаном. Красоту Баку я оценил еще в самолете, когда при заходе на посадку увидел ночной город с мерцающими Flame Towers. Гостеприимство и доброта, которыми меня окружили с момента моего приземления, создало у меня очень благоприятное впечатление об азербайджанском народе. Я очень благодарен за возможность посетить Азербайджан и с нетерпением жду возвращения однажды сюда со своей семьей.

- Религиозная толерантность стала одной из основных тем Бакинского гуманитарного форума, который прошел при вашем участии. Как бы вы оценили политику, проводимую в Азербайджане по отношению к нацменьшинствам?

- Будучи американским евреем, я был очень воодушевлен прогрессивным отношением Азербайджана к мультикультурализму, национальным меньшинствам, в особенности к еврейской общине.

Азербайджан является ярким примером мусульманской страны, отвергающей экстремизм в пользу толерантности и разнообразия. Причем, я знаю об этом не только со слов руководства и дипломатов Азербайджана, но и со слов главного раввина Красной слободы - поселка в Губинском районе. Я посетил этот поселок и молился там в самый важный для евреев праздник Йом-Киппур. Раввин рассказал мне о достойном отношении властей республики к еврейской общине, которая никогда не чувствовала на себе проявлений враждебности или антисемитизма. Наоборот, правительство поддерживает общину горских евреев и гордится ее наличием в стране. Лично для меня, как еврея, это было очень поучительно, в конечном итоге, считаю это наиболее значимой частью своей поездки в Азербайджан.

- Какие еще впечатления вы вынесли из поездки в Азербайджан?

- Лично я вынес из этой поездки твердое убеждение, что Азербайджан смог сохранить собственную уникальную идентичность, не попав под влияние своих соседей. Эта идентичность отвергает религиозный экстремизм, а также воинственность и явные территориальные притязания к соседям. Поэтому, считаю, Запад (и Европа, и США) тем более должны принять Азербайджан в качестве своего важнейшего союзника и предпринять согласованные усилия по укреплению экономических, дипломатических и культурных связей с республикой.

- Что вы можете сказать о нынешнем уровне сотрудничества между Азербайджаном и США?

- Союз с Азербайджаном является стратегически важным для США, и я считаю, что он должен быть только усилен. Азербайджан является надежным союзником в войне Запада против экстремизма и заслуживает похвалы за свои усилия. США должны принять Азербайджан в качестве основного примера умеренной мусульманской страны, которая уважает права этнических и религиозных меньшинств, а также уважительно относится к правам женщин. В свете войны против "Исламского государства" и усилий США по борьбе с религиозным экстремизмом по всему миру, Вашингтон должен поддержать умеренные мусульманские страны, такие как Азербайджан, с которым мы разделяем важные ценности.

- Как бы вы в свете вышесказанного расценили порой неоднозначную политику американских законодателей в отношении Азербайджана. Например, поддержку сепаратистского режима Нагорного Карабаха и даже его признание?

- Подобные решения вызывают лишь разочарование. К сожалению, такие шаги отражают внутреннюю политику США, а не вдумчивое понимание оккупации Нагорного Карабаха. Нам надо просветить тех, кто в Соединенных Штатах ответственен за принятие политических решений, о факте оккупации до того, как они принимают подобные неправильные решения и резолюции. Я узнал многое о конфликте во время моего пребывания в Азербайджане и готов поделиться этой информацией с калифорнийскими политиками, дабы тамошний сенат не принимал больше сомнительных законопроектов.

- Что именно вы узнали о карабахском конфликте?

- Помимо услышанного на форуме, многое о карабахском конфликте мне поведал мой провожатый по дороге в Губу. Он является азербайджанским беженцем из Карабаха, его семья была изгнана из родного дома во время конфликта. После потери всего имущества они были вынуждены жить во временном лагере для беженцев. Да, сейчас они живут получше, чем в первые годы, но меня очень тронул трагизм его истории, то, как конфликт повлиял на его жизнь.

Надеюсь, что конфликт будет решен мирным путем, без необходимости новой войны. Но после этой поездки я гораздо больше пониманию, почему оккупация является такой болезненной темой для Азербайджана и почему возвращение родных земель занимает столь важное место в азербайджанской политике.