Возвращение Рабочей группы по правам человека показало, кто есть кто в Азербайджане
Наверное, правы те, кто утверждает: если есть желание решить какую-то проблему, то начинать надо с того, чтобы ее обсудить - спокойно, в деловом тоне и с самых разных точек зрения. Начинать надо с конструктивного диалога.

Именно таким инструментом диалога и должна стать Рабочая, или, как ее теперь называют, Совместная группа по правам человека, деятельность которой возобновлена по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева и генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда.

Напомним: уже прошло ее первое заседание, сопредседателями группы избраны заведующий отделом по работе с правоохранительными органами Администрации Президента Азербайджана Фуад Алескеров и руководитель азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов, в секретариат избраны правозащитники Саадат Бананьярлы и Сахиб Мамедов. От органов власти в группу вошли также Ильгар Джафаров (представитель Генпрокуратуры), Чингиз Аскеров (завсектором Администрации Президента по правам человека, полпред Азербайджана в Страсбургском суде), Рафаэль Гваладзе (судья Конституционного суда). Гражданское общество представляют правозащитники Новелла Джафароглу, Саида Годжаманлы, Арзу Абдуллаева, Эльдар Зейналов, Залиха Тагирова, Мирвари Гахраманлы, Алимамед Нуриев, Чингиз Ганизаде и Али Гусейнли.
 

Как планируется, эта группа не только будет рассматривать конкретные дела, где права граждан нарушены в судах - она должна стать эффективным инструментом диалога между властями и гражданским обществом


Широкий спектр участников, где представлены и заинтересованные ведомства, и правозащитники. Как планируется, эта группа не только будет рассматривать конкретные дела, где права граждан нарушены в судах - она должна стать эффективным инструментом диалога между властями и гражданским обществом. Возобновление деятельности группы приветствуют и внутри страны, и за рубежом.

Но есть здесь еще одна сторона вопроса. Выступая в июле 2014 года на совещании глав дипломатических миссий нашей страны, Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул: "Могу открыто вам сказать, что за эти 11 лет в ходе двусторонних визитов, во время двусторонних встреч с европейскими лидерами я ни разу не столкнулся с каким-либо неуважительным отношением к Азербайджану или попыткой вмешательства в наши дела. Никогда. Некоторые, называющие себя здесь оппозицией или правозащитниками, считают, что кто-то нам что-то скажет, и мы выполним это. Это наивные люди. Мягко говоря, либо они на самом деле наивны, либо просто хотят создать такое мнение. За эти 11 лет европейские лидеры в двустороннем формате никогда ни слова не говорили мне в связи с нашей внутренней политикой".

Реформы, как неоднократно подчеркивали в Баку, Азербайджан проводит для себя, всерьез и надолго, а не в расчете на эффектное шоу и зарубежные аплодисменты. И эти реформы должны затрагивать многие сферы, в том числе и вопрос прав человека.

Азербайджан, напомним, еще четверть века назад был частью СССР, где о правах человека можно было говорить лишь с изрядной долей фантазии или, точнее, официального фарисейства. В первые годы независимости наша страна столкнулась и с военной агрессией, и с оккупацией своей территории, и с попытками многих внешних "игроков" привести к власти лояльных себе политиков. И вряд ли можно было бы всерьез надеяться, что можно сначала трижды хлопнуть в ладоши, сплюнуть через левое плечо, произнести магическое заклинание - а потом, заснув в СССР или в лучшем случае в "лихих девяностых", проснуться уже в идеальном либерально-демократическом государстве.
 

Многие штатные любители поговорить о демократии, правах человека и т.д. не любят упоминать "на камеру" очевидные истины: успешные и глубокие политические реформы требуют сил и времени, а еще, простите, соответствующего экономического фундамента


Другое дело, что многие штатные любители поговорить о демократии, правах человека и т.д. не любят упоминать "на камеру" очевидные истины: успешные и глубокие политические реформы требуют сил и времени, а еще, простите, соответствующего экономического фундамента. И быстрых результатов здесь лучше не ждать - если, конечно, речь идет о строительстве демократии всерьез и надолго, а не кампании, рассчитанной на шум в прессе и не более того. Так что есть в возобновлении деятельности Группы по правам человека еще одна, скажем так, составляющая. Эта группа, прежде всего, рабочая. То есть, нацеленная на работу - долгую, кропотливую, в чем-то рутинную, без громких и во всех смыслах шумных акций. Но зато с осязаемыми, конкретными результатами, достигнутыми не за один день и не на один день.

И так уж совпало: о возобновлении деятельности Рабочей группы СМИ сообщили практически сразу же после того, как пресс-служба Европарламента назвала имя нового лауреата Сахаровской премии - за 2014 год. Им стал врач-гинеколог из Демократической Республики Конго (ДРК) Денис Муквеге. Во время объявления лауреата президент Европарламента Мартин Шульц заявил, что решение о присуждении премии Муквеге было принято единогласно. Как уточняют журналисты, 59-летний Муквеге во время гражданской войны в Конго основал больницу для женщин, ставших жертвами насилия. Пережил покушение на собственную жизнь, уехал в Европу, но затем вновь вернулся в Конго. Денис Муквеге не устраивал акций протеста на улицах европейских городов и в залах международных встреч, не искал скандала ради скандала. Он работал.

И, возможно, решение Европарламента о присуждении Сахаровской премии высветило, если угодно, еще одну, скажем так, "сторону вопроса". Права человека сегодня - тема более чем востребованная. И за их развитие, укрепление, расширение выступают сегодня многие. Только вот делают это по-разному. Кто-то, как Денис Муквеге, действует по принципу "лучше зажечь одну свечу, чем тысячу лет клясть темноту", и отдает приоритет осязаемой, конкретной, адресной помощи: построить клинику, открыть школу, привезти палатки и одеяла... Кто-то анализирует зарубежный опыт, продумывает концепцию реформ, предлагает внести изменения в законы и правила. А кто-то предпочитает устраивать балаганные шоу с переодеваниями, заклеенными скотчем ртами и сидением в бутафорских клетках в полосатой одежде где-нибудь в Европе. Пиар обеспечен, внимание, пусть и с оттенком скандала, тоже, так что еще надо?
 

Кто-то анализирует зарубежный опыт, продумывает концепцию реформ, предлагает внести изменения в законы и правила. А кто-то предпочитает устраивать балаганные шоу с переодеваниями, заклеенными скотчем ртами и сидением в бутафорских клетках в полосатой одежде где-нибудь в Европе

И так удобно при этом не задумываться, что сегодня разговоры о "нарушениях прав человека" в Азербайджане активно "подогреваются" все тем же армянским лобби с вполне понятными целями, что австрийская журналистка, тиснув пару негативных статеек об Азербайджане, вдруг оказывается в оккупированном Карабахе, а о "репрессиях" в Азербайджане вопят члены "парламентской группы дружбы" с карабахскими сепаратистами. И как-то излишне напоминать, что такие балаганные шоу имеют очень мало общего с реальной защитой прав человека.

А тогда уже понятно, что возобновление деятельности группы по правам человека превращается в серьезный экзамен уже не для власти, которая, что бы там ни говорили, сделала первый - и большой - шаг. Теперь дело за теми, кого именуют гражданским обществом, правозащитниками и т.д. Потому что с началом деятельности группы по правам человека уже им придется сдавать непростой экзамен - на готовность к работе, к реальному диалогу, причем не только с властью. Ведь не секрет, что в радикальной части "гражданского общества" на каждого деятеля свой "список политзаключенных", и авторы этих "списков" с не меньшей скоростью, чем игроки в пинг-понг, перебрасываются самыми изобретательными обвинениями.

Так что время "балаганных шоу" под лозунгом "защиты прав человека" проходит. И наступает время работать.