Парижский урок для провальной армянской дипломатии
Всегда ли можно провести четкую грань между успехом и поражением? После первой "Бури в пустыне" Саддам Хусейн предписал считать, что в войне победил Ирак, и никто в этой "официальной версии" не рискнул усомниться вслух. Еще труднее разобраться в успехе или неуспехе дипломатических переговоров. Где участники улыбаются и жмут друг другу руки перед камерами, но интригующие подробности остаются и в прямом, и переносном смысле за закрытыми дверями.

В первые часы или даже дни после окончания парижской встречи президентов Азербайджана и Армении посредники поторопились выразить оптимизм. Но эксперты не успели даже попытаться прикинуть возможные "контуры" предполагаемого компромисса, как стало понятно: долгожданного прорыва, увы, опять не произошло.
 

Эксперты не успели даже попытаться прикинуть возможные "контуры" предполагаемого компромисса, как стало понятно: долгожданного прорыва, увы, опять не произошло

Посредники, изобразив дежурный оптимизм, "ушли в тень" - до следующей встречи, которая состоится уже в новом году. А в Армении вновь попытались возложить всю ответственность за провал... на Азербайджан. Сначала глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что Азербайджан, оказывается, подходит к проблеме не с той стороны, как того желали бы в Ереване. Точнее, не желает отводить снайперов от линии фронта и вообще не готов к мероприятиям по укреплению взаимного доверия. А затем, очевидно, решил "напустить туману" и изрек: "Повторюсь, они (азербайджанская сторона - Ред.) думают, что, когда будет зафиксирован прогресс в переговорах, тогда будет возможно обсуждать меры по укреплению доверия. Если будет прогресс, если мы придем к каким-либо решениям, то думаю, уже в такой степени не будет необходимости в мерах по укреплению взаимного доверия. Очевидно, что без взаимного доверия не может быть развязки. Скорее, мероприятия по укреплению доверия должны создать благоприятные условия для прогресса". Сказал и нечаянно выболтал страшную тайну.

В Азербайджане, как хорошо известно Налбандяну, да и не только ему, уже не раз заявляли: действительно реальным шагом, который способствовал бы и урегулированию конфликта, и укреплению в регионе климата доверия, является вывод войск Армении с оккупированных азербайджанских земель. Полумеры же, вроде отвода снайперов, в данном случае не помогут. Более того, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя итоги встречи в Париже, подчеркнул: "Как только это требование Азербайджана, четко поддержанное, кстати и сопредседателями Минской группы ОБСЕ и зафиксированное в известных резолюциях СБ ООН, будет исполнено, возникнут широкие возможности для безопасности в регионе, открытия границ и коммуникаций и согласования вопросов по укреплению мер доверия, так как если не будет армянских войск на нашей земле, отпадет необходимость в снайперах, значительно снизятся военные инциденты".
 

Эту истину в Армении старательно игнорируют. И предпочитают старательно развешивать словесные кружева и перекладывать всю ответственность на такой-сякой Азербайджан

Но эту истину в Армении старательно игнорируют. И предпочитают старательно развешивать словесные кружева и перекладывать всю ответственность на такой-сякой Азербайджан. И вот уже вице-спикер, зампред правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов, комментируя встречу президентов Армении, Азербайджана и Франции 27 октября в Париже, глубокомысленно изрекает: Азербайджану, оказывается, надлежит "перейти к конструктивному диалогу" и вообще "отказаться от максималистских заявлений" и т.д. Иначе господин Шармазанов не поверит, что Азербайджан готовит свой народ к миру, а не к войне. Уже начали выступать со своими заявлениями и многочисленные ереванские политологи, вплоть до Гранта Мелик-Шахназаряна, который старательно уверял почтенную публику, что Армения, мол, добилась успехов на переговорах и вообще сумела конвертировать в политический эффект "достигнутые в начале августа военные успехи".

Только вот кого и в чем таким образом в Ереване пытаются убедить?

В самом деле, ни для кого не секрет, что в августе Армения попыталась в очередной раз прощупать передний край азербайджанской обороны, но эта "разведка боем" закончилась, мягко говоря, не в пользу Еревана. Еще менее убедительны попытки переложить на Азербайджан ответственность за очередной дипломатический провал. Для всех, кто вовлечен в процесс урегулирования, уже давно не секрет, что именно продолжение оккупации Арменией азербайджанских земель и "запирает" сегодня процесс урегулирования конфликта.
 

В Ереване постепенно начинают осознавать и другую неприятную истину. За то время, пока продолжается процесс переговоров по Карабаху, в регионе изменилось многое

Плюс ко всему в Ереване постепенно начинают осознавать и другую неприятную истину. За то время, пока продолжается процесс переговоров по Карабаху, в регионе изменилось многое. И если вначале действующее прекращение огня еще могло считаться достаточной гарантией безопасности, то теперь уже понятно: неурегулированный конфликт вблизи нефтяных полей и трубопроводов - это слишком рискованно. И какую роль здесь сыграли августовские провокации, устроенные Арменией, тоже можно догадаться. К тому же Ереван готов предъявлять претензии и на другие территории Азербайджана - земли бывшего Гирдыманского ханства, вплоть до Куры.

Урегулирование конфликта становится уже насущной необходимостью, а для этого необходимы меры реального давления на Ереван. Серия дипломатических провалов Армении, от вступления в Евразийский союз в международных границах до итоговой декларации саммита НАТО в Уэльсе и назначения в ПАСЕ докладчика по ситуации в Карабахе и других оккупированных регионах Азербайджана, не оставляет сомнений: урегулирования на собственных условиях Армении лучше не ждать.
 

На реальные шаги в урегулировании у руководства Армении по-прежнему недостает политической воли

Другое дело, что Армения оказалась здесь по сути дела меж двух огней. На реальные шаги в урегулировании у руководства Армении по-прежнему недостает политической воли. И дело не только в том, что "команда" нынешнего президента этой страны Сержа Саргсяна, напомним, пришла к власти под классическими лозунгами "партии войны". Не менее важно другое: экономическим базисом "карабахского клана" остается незаконная коммерция на оккупированных азербайджанских землях, от расхищения природных богатств до наркобизнеса.

Но и прямо, без обиняков, заявить, что Армения не намерена выводить войска, в Ереване уже не решаются. Международная общественность такого заявления просто не примет - со всеми вполне прогнозируемыми последствиями для Армении, которая просто демонстрирует на мировой арене собственную "недоговороспособность". И эта "недоговороспособность" может слишком дорого обойтись очень многим, и прежде всего самому Еревану.