События в Фергюсоне показали, как сдвигаются границы прав человека
Новости, приходящие из США в последние два дня, становятся все более тревожными.

Взрыв произошел, когда присяжные суда города Фергюсон в понедельник признали невиновным полицейского Дарена Уилсона, который 9 августа застрелил 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна. Как сообщалось, Браун отказался подчиниться требованиям представителя закона остановиться и вступил со стражем порядка в рукопашную схватку. Потому и прозвучал выстрел.

По версии самого обвиняемого, погибший пытался отобрать у него оружие. Как пишут СМИ, результаты экспертизы показали, что во время инцидента Браун находился под воздействием наркотиков, однако некоторые очевидцы говорят, что в момент выстрела Браун стоял с поднятыми руками. Как бы там ни было на самом деле, но решение суда спровоцировало массовые беспорядки, которые уже выходят из-под контроля властей.

Только за одну прошлую ночь в Фергюсоне было разграблено и сожжено 25 домов. Толпа громила и грабила магазины, поджигала полицейские машины, нападала на журналистов. Задержанию подверглись десятки человек, был закрыт из-за беспорядков аэропорт. В конце концов было принято решение ввести в город национальную гвардию.

Во время погромов в Фергюсоне полиция применила слезоточивый газ. Правда, это особо не помогло, зато пострадала пожилая женщина.

А сегодня пришли сообщения о том, что беспорядки перекинулись и на Нью-Йорк.

Как известно, расизм - это больная тема в Соединенных Штатах. Любая искра может вызвать страшный взрыв, даже если в деле имеется реальный состав преступления. И это уже не первый случай, когда действия полиции в отношении чернокожих граждан вызывают подобную бурю протеста. Причем не только афроамериканцев, но и их белокожих сограждан.

Происходящее в США - это внутреннее дело США, решение американского суда - это тоже исключительно внутреннее дело Штатов. Однако есть нюансы, которые вызывают вопросы на фоне общей картины "борьбы за права человека", развернувшейся сегодня на западных просторах. Тем более, что сами США не особо церемонятся, когда речь идет о вмешательстве в дела других государств.

Ни свои, ни зарубежные правозащитные организации и институты не подали голосов, признавая за Вашингтоном и американским судом право самому решать, как разрулить конфликт с собственными гражданами. Что, в общем-то, совершенно справедливо.

События в Фергюсоне доказали, что разговоры о правах человека начинаются там, где берут начало политические и экономические интересы. Когда заинтересованности нет, права человека никого не занимают. Не случайно же предотвращать беспорядки разрешено только в "развитых" странах. В "неразвитых" или "развивающихся" подавление беспорядков сразу превращается в подавление прав и свобод. И никаких скидок не делается.

В самих развитых странах акции протеста - не редкость. Протестуют и бастуют по любому поводу, и часто подобные акции сопровождаются погромами, поджогами, столкновениями с полицией. И, кстати, в этих самых странах с протестующими особо не церемонятся, применяя жесткие меры усмирения, потому что понимают - беспорядок порождает хаос, кризис и угрожает государственности. Это общеизвестно.

Но почему разрешено не ставить под угрозу государственность только западных стран, а государственность другой части мира может разыгрываться как угодно? Не секрет, что на факты подавления беспорядков в странах, расположенных восточнее Европы, сразу "слетаются" правозащитники и демагоги всех мастей. Взять хотя бы, например, Азербайджана, который чуть ли не единственным в регионе в последнее время подвергается массированному давлению. Понятно, что он представляет для Запада гораздо больший интерес, чем многие другие, но в данном случае принцип "бьет - значит любит" не приемлем. Правила должны быть одинаковыми для всех.

А правила таковы - когда дело касается криминальных элементов, лиц, обвиняющихся в государственных преступлениях, тех, кто стремится к беспорядкам и дестабилизации, и не только стремится, но и реализует свои намерения, никакие "уроки прав человека" извне не могут восприниматься всерьез. Любое государство (речь не только об Азербайджане) само знает, как решить свою внутреннюю проблему с наименьшими потерями.

Знают это и в США. Только почему-то те же Штаты не хотят признавать этого права за другими.