Что стоит за желанием Эрдогана заполучить своего главного противника

Несмотря на то, что в первое время в Турции - стране, созданной на основе светского государственного мышления Мустафы Кемаля Ататюрка, религиозный фактор был на втором плане, начиная с периода руководства восьмого президента страны Тургута Озала, политический ислам частично возродился. В период же деятельности премьер-министра Неджмеддина Эркабана, основателя движения "Национальный взгляд" ("Milli Görüş"), политический ислам в Турции вступил в фазу серьезного прогресса.
 

Основной причиной политического триумфа в Турции в 2002 году Партии справедливости и развития (AKP), которая в настоящее время находится у власти, явилось отдаление нынешнего президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана от движения "Национальный взгляд". Это послужило и его отдалению от понятия "шейх и мюрид" (шейх и последователь), которое практикуется во многих исламских течениях на Ближнем Востоке.
 

После прихода к власти неисламской Партии справедливости и развития политический ислам превратился в неотъемлемую часть политической жизни Турции. И даже Республиканская народная партия Турции (CHP), которая считается основной оппозицией, временами вынуждена была проводить внутренние реформы, направленные на верующих страны.
 

Сегодня же в Турции совсем другая ситуация. Взгляды людей, в свое время работавших во имя общих идей и целей, сейчас различаются. Иначе говоря, старые друзья превратились во врагов. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз даже выступил с заявлением о предательстве людей, с которыми некогда "делили хлеб-соль".
 

Что же является причиной углубления пропасти между правительством Турции и Фетхуллахом Гюленом, и его движением в целом?

Безусловно, наряду с политикой сближения с Ираном, реализуемой Эрдоганом в бытность премьер-министром, одной из основных причин этого противостояния явилось проведение им более независимой политики, направленной против Израиля. А это с точки зрения реализации дальнейших целей недопустимо для Гюлена - противника Ирана и друга Израиля. Безусловно, такая политика Эрдогана не осталась "безнаказанной" - в стране произошло множество событий. Главной целью этого было то, чтобы всеми возможными способами вынудить Эрдогана и его команду подать в отставку. Ожидалось, что после этого Гюлен, находившийся под опекой США, вернется в Турцию как лидер, подобно Рухолле Мусави Хомейни.
 

В результате всех этих событий суд вынес решение об аресте Гюлена, который довольствовался управлением событиями издалека. Решение суда страны было воспринято неоднозначно.
 

Многие аналитики оценили это решение Эрдогана как шаг, направленный на "капитуляцию" всех исламистов в стране.
 

Если же детально проанализировать происходящее, можно увидеть, что на самом деле цель принятия этого решения - встряхнуть исламистов. По крайней мере, именно после этих событий нурсисты (последователи идеологического религиозного движения Саида Нурси) заявили о том, что не разделяют мнения Гюлена по поводу Эрдогана и назвали действия Гюлена предательством по отношению к родине.

В разоблачении этих планов, направленных против Турции, неоспоримы заслуги вице-премьера Бешира Аталая и главы Национального разведывательного управления (МIТ) Турции Хакана Фидана.
 

После принятия решения об аресте Гюлена одним из основных вопросов, стоящих перед турецким правительством, является экстрадиция лидера "революции" из США. Несмотря на то, что официальные лица Турции заявили о готовности предпринять все меры для экстрадиции Гюлена, США дали понять, что это невозможно.
 

Если учитывать "опыт" по созданию хаоса Гюлена, находящегося под опекой США, и его сторонников, а также грядущие парламентские выборы в Турции (в июне 2015 года), с уверенностью можно сказать, что экстрадиция Гюлена в ближайшее время все же ожидается.
 

Руфиз Хафизоглу, руководитель Арабской службы новостей Trend