Самый дорогой именинник Армении - во сколько обходится Серж Саргсян - РЕПЛИКА
61 год. Столько исполнилось президенту Армении Сержу Саргсяну 30 июня. То есть позавчера.

Да, это не конец жизни. Да, это, конечно, не глубокая старость. Однако определенный рубеж, чтобы подвести какие-то итоги в жизни.

Какие итоги подвел Серж Азатович и подвел ли вообще, о чем он думал, проснувшись в постели 30 июня, мы не знаем. Да и вряд ли узнаем когда-либо. Но, согласитесь, интересно ведь. Понимает ли Саргсян весь трагизм, пусть и президентской ныне жизни?

Кто такой Саргсян? Рожденный в Азербайджане, предавший свою Родину и ставший президентом во многом на крови невинно убиенных своих же, по сути, соотечественников - азербайджанских граждан...

Как он встречает свой день рождения? Как президент чего? Страны? Республики? А может, будем откровенны - просто губернии своего "старшего брата"?

Каково это, быть президентом республики, которая уже более двух десятков лет находится в состоянии войны со своим, не побоюсь этого слова, главным и некогда самым близким соседом?

Каково быть президентом страны, зная, что на твоих руках кровь ни в чем неповинных жителей некогда твоей Родины?

Каково быть президентом, зная, что никакой, даже близкой к этому понятию независимости ни у твоей республики, ни у тебя самого нет?

Какого быть президентом, зная, что подавляющее большинство населения твоей страны ненавидит тебя, как президента и презирает весь твой карабахский клан, так и не приняв тебя, по сути, и не считая своим в Армении?

Наконец, каково это, отмечать день рождения, будучи президентом страны, население которой в эти дни выходит на митинги не столько против повышения тарифов на электроэнергию, сколько против тебя самого?

Уверен, ответы на эти вопросы все прекрасно знают. Знает их и Саргсян. А еще уверен, что он сегодня многое бы отдал, чтобы не сидеть в проклятом кресле президента, чтобы не пытаться найти выход из абсолютно патовой ситуации.

Убежден, что ежедневно он молится Богу и, как может, своими молитвами приближает 2018 год, когда сможет оставить пост президента и вообще уйти из политики, как это сделал его предшественник Роберт Кочарян.

Ибо быть президентом Армении - это на первый взгляд может показаться удовольствием и привилегией №1 в этой стране. На самом деле это та самая должность, которая позволяет тебе узнать, как на самом деле к тебе относится весь остальной мир. Уважает ли тебя твой северный или южный сосед, предает ли тебе ту самую значимость западный мир? Наконец, так ли доверяет и желает поддержать тебя армянская диаспора по всему свету?

Это не банальные слова, это не какая-то там пропаганда, но реальным спасением для Армении сегодня, реальным выходом из того патового состояния, в котором она оказалась, является налаживание отношений с Азербайджаном путем возвращения оккупированных территорий. Потому что возвращение территорий не только начнет восстанавливать справедливость, нарушенную более двух десятков лет назад, но и позволит, наконец, открыть границы с самой богатой и перспективной республикой Южного Кавказа, параллельно наладить отношения с Турцией, где-то снять напряжение, имеющееся с Тбилиси. И т.д.

Нормализация отношений с Азербайджаном - это ведь не банальное открытие посольства в Ереване, это реальное развитие отношений на многих фронтах. Отношений, от которых армянский гражданин получит исключительную выгоду, если начнет как-то торговать с Азербайджаном или будет задействована в совместном бизнесе. Пополнится бюджет Армении в результате реализации каких-то крупных государственных проектов.

С какими мыслями Серж Саргсян отпраздновал свое 61-летие? Что он собирается делать дальше? Хватит ли у него мудрости, чтобы, разменяв седьмой десяток, наконец, сделать правильные шаги и не усугублять ситуацию, в которой, в том числе по его вине оказалась Армения?

К сожалению, точных ответов на эти вопросы мы не знаем, а практика показывает, что ни на что позитивное в случае с армянскими руководителями надеяться не стоит.

Одно мы знаем точно - продолжая ту политику, которую и предыдущее, и нынешнее руководство Армении претворяет в жизнь, он неминуемо распружинит то, что так долго пытались сдавить. И вот в такой ситуации никому из армянских чиновников уж точно не поздоровится.

Надеюсь, хотя бы это Саргсян понимает...