Неуклюжая попытка Саргсяна развязать войну в Карабахе

Новая эскалация напряженности в зоне карабахского противостояния, продолжающаяся по сей день, в некоторой степени позволила напомнить мировому сообществу, наиболее видные представители которого собрались на юбилейной, 70-й по счету, Генассамблее ООН, о том, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха может вновь вспыхнуть в любой момент. С заявлениями, призывающими стороны конфликта к сдержанности, выступили руководители практически всех ведущих международных организаций, включая генсека ООН Пан Ги Муна. Присутствие в Нью-Йорке азербайджанской делегации во главе с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым позволило оперативно доводить позицию официального Баку о происходящем на линии фронта.

Основные тезисы азербайджанская дипломатия приберегла на общие слушания в рамках Генассамблеи, которые и озвучил сам министр. Э.Мамедъяров выступал после президента Армении и заметное место в своей речи уделил развенчанию безосновательных нападок (которые азербайджанский министр назвал "набором фальсификаций, искажений и лжи"), прозвучавших из его уст.

Заявив, что "Карабах является неотъемлемой частью Армении", армянский президент признал факт агрессии против Азербайджана на самом высоком уровне, заявил глава азербайджанского МИД, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН.

Министр отметил, что своим заявлением тот показал, насколько далеко руководство Армении от достижения мира конструктивными путями, а его слова о том, что Армения является самым военизированным регионом мира, разбивают в пух и прах сказанные им ранее примирительные слова о важности создания мер доверия между сторонами конфликта.

"Территориальные притязания Армении к соседним государствам, основывающиеся на исторических искажениях, агрессия против Азербайджана, оккупация его территорий и проведение на них этнической чистки, упорное отрицание ответственности за преступления, совершенные в ходе конфликта, недопущение прямых контактов между азербайджанской и армянской общинами Нагорного Карабаха и уклонение от сотрудничества по без вести пропавшим являются истинными причинами отсутствия доверия", - заявил министр. Первоочередной мерой доверия, по его словам, станет устранение главной причины нынешних вооруженных столкновений на линии соприкосновения - незаконного присутствия армянских вооруженных сил на оккупированных азербайджанских территориях.

С трибуны ООН Э.Мамедъяров направил жесткий месседж Еревану: если Армения и дальше будет затягивать с выводом своих войск с азербайджанской территории, Азербайджан будет вынужден прибегнуть к предоставленному ему Уставом ООН праву на самостоятельное восстановление своей территориальной целостности.

"Проявляя неуважение к нормам и принципам международного права, Армения, меняя физический, демографический и культурный характер оккупированных территорий, продолжает свои усилия в направлении большего укрепления статус-кво и не дает возможности сотням тысяч насильственно изгнанных из своих домов азербайджанцев для реализации их права на возвращение и получение обратно своего имущества", - подчеркнул глава МИД.

Кроме того, о недопустимости политики затягивания конфликта и намерении Азербайджана бороться за освобождение своих оккупированных земель Э.Мамедъяров говорил практически на всех двусторонних встречах и отдельных форумах, прошедших в рамках Генассамблеи. Впрочем, армянская сторона тоже не молчала.

Минувшая неделя запомнилась очередными громкими заявлениями из Еревана. Замминистра обороны грозил "принудить Азербайджан к заключению перемирия на новых условиях", а замминистра иностранных дел заявил, что "действия Баку приближают момент международного признания Карабаха". Но за этой риторикой ничего, кроме голословного пафоса, нет. Как показали истекшие более чем 20 лет переговорного процесса, проблема такого длительного затягивания конфликта как раз таки заключается в отсутствии механизмов принуждения к миру. У кого-то не хватает на это возможностей, а те, у кого такие возможности есть, просто не хотят это делать в силу разных причин. Слышать о том, что Армения, сама находящаяся в крайне зависимом положении от старшего брата, да и братьев статусом пониже, вообще способна к самостоятельному поведению и тем более принуждению кого-либо к чему-либо, откровенно смешно. Что же до сильных мира сего в лице посредничающих в решении конфликта США, России и Франции, которые могли бы привести к реальному сдвигу и даже урегулированию проблемы, то до сих пор желания это делать они не проявили. Хотя кому как не этим трем странам, являющимся постоянными членами Совета Безопасности ООН, вплотную заниматься реализацией принятых этой структурой резолюций, требующих безоговорочного вывода армянских войск с территории Азербайджана?! Прежде это часто объясняли тем, что для кого-то из этих стран распутывание карабахского узла не отвечает национальным интересам. Сегодня следует ставить вопрос иначе: у них просто нет достаточной мотивации. Могли ведь Соединенные Штаты направить свои войска в Ливию, едва Совбез успел принять соответствующую резолюцию. России для того, чтобы отправить свою авиацию бомбить террористов в Сирии, также потребовались короткое время и одно обращение президента Асада. Разумеется, в Азербайджане и Армении понимают, что современным миром, в первую очередь, правят интересы. В Азербайджане осознают, что о резолюциях СБ ООН по Карабаху вспомнят лишь тогда, когда это будет им выгодно. Догадываются и в Ереване, что и в их случае многочисленных двусторонних документов о военно-политическом союзе с Россией и ОДКБ недостаточно для того, чтобы чужими руками "принудить к миру".

При этом заявление армянского президента о принадлежности Нагорного Карабаха к Армении скептически восприняли в самом Ереване. Независимые от властей эксперты обвинили его в непоследовательности и отсутствии четкой линии поведения, ведь еще совсем недавно он утверждал, что Армения не вошла в Евразийский союз с Нагорным Карабахом, потому как он не является ее частью. Раздосадованному последними действиями азербайджанских военных на карабахском фронте, а еще больше - равнодушной реакцией на это заступницы-России и других членов ОДКБ, С.Саргсяну явно хотелось хоть как-то поправить задетое самолюбие. Излюбленный прием для этого - все тот же Карабах. Но официально признать его независимость армянское руководство не осмеливается. Как справедливо считают в самом Ереване, признание означает незамедлительное начало Азербайджаном новой войны, к которой армяне не готовы.

Вместе с тем на это заявление можно взглянуть с другой стороны. В Ереване вряд ли рады прямым или косвенным свидетельствам того, что Россия и ОДКБ не собираются впрягаться в возможную войну в Нагорном Карабахе, который является составной частью Азербайджана. Баку же, в свою очередь, все больше сближается с той же Москвой. Так что саргсяновское "Нагорный Карабах является частью Армении" является очередной попыткой президента задействовать-таки военно-политические договоренности, согласно которым "нападение на Армению означает нападение на Россию". Правда, попыткой неуклюжей. Ибо без официальной поддержки России слова армянского президента выглядят лишь желанием выдать желаемое за действительное. А такая поддержка России кажется фантастической. Все дело в той же мотивации. Сближением с Россией в сложные для нее времена Азербайджан показал, что справляется с нейтрализацией текущих потенциальных рисков. Задача азербайджанской дипломатии сделать так, чтобы любой антиазербайджанский демарш был не в интересах России на случай силового пути восстановления территориальной целостности.

Region Plus