Армения готовила Азербайджану катастрофу

Вчера в Париже комитет ПАСЕ по социальным вопросам принял еще один документ, который в Ереване уже нарекли позорным, антиармянским и опасным.

Резолюция принята большинством голосов по докладу под названием "О преднамеренном лишении воды гражданского населения в прифронтовых районах Азербайджана" и была вынесена на голосование на парижском заседании ПАСЕ.

Принятый документ определяет действия оккупантов как экологическую агрессию и враждебный шаг одного государства по отношению к другому. ПАСЕ требует от Еревана прекратить водный шантаж и выполнять взятые на себя перед международными организациями обязательства. ПАСЕ также осуждает отказ армянской стороны сотрудничать с докладчиком, готовившим данный документ.

Данный документ стал вторым по счету за последнее время, поддерживающим справедливую позицию Азербайджана. Напомним, что в начале ноября Парламентская ассамблея одобрила доклад британского парламентария Роберта Уолтера "Рост напряженности в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана". Оба документа готовились в условиях неразумного сопротивления армянской стороны и панических попыток понять, что происходит. В Армении привыкли к беспроблемному продвижению своих интересов в международных структурах, и появление, точнее, доведение до конца сразу двух подобных документов стало для Еревана полной и неприятной неожиданностью.

Ни Уолтеру, ни Мелиссе Маркович не удалось пробить стену, выстроенную официальным Ереваном в расчете, что без "мнения другой стороны" документы не будут приняты. Вчерашнее заседание комитета ПАСЕ развеяло эти иллюзии.

Было бы наивным полагать, что оккупанты немедленно бросятся выполнять требования ПАСЕ. Страна, не выполняющая даже требований ООН, вроде бы обязательных к исполнению, не станет обращать внимания на какой-то там Совет Европы с его Парламентской ассамблеей.

Тем не менее, факт остается фактом, и беспокоит он наших соседей с точки зрения потери контроля над ситуаций. А контроль, действительно, потерян.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Новая формула: сепаратист = экстремист

На вопросы Day.Az отвечает азербайджанский эксперт, глава Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде.

- Формулировки документа по Сарсангскому водохранилищу говорят о крупном дипломатическом провале Армении. Почему, по-вашему, армянам не удалось отстоять свою позицию, ведь они так старались?

- Потому, что есть факты, неопровержимо свидетельствующие, что Саргсангское водохранилище строилось на средства Азербайджана для целей развития его экономики. Этот искусственный водоем некогда считался одним из значимых гидроузлов региона, выполнявшим как роль генератора электроэнергии, так и функции по созданию сети мелиоративных каналов. Каналы эти действуют на территории низинного Карабаха, там же находится основная насосная станция, которая должна распределять воду. Есть соответствующие документы, технико-экономическое обоснование и пр.

Армянские оккупационные власти по сути присвоили чужое имущество и единолично им распоряжаются, более того, распоряжаются, нарушая не только все эксплуатационные нормы, но и нормы обычного права, право Азербайджана пользоваться собственным же имуществом. Все эти факты нарушения налицо. Зато изощренная армянская позиция, направленная на то, чтобы всеми правдами и неправдами доказать свою правоту, явно выбивается из логики европейских парламентариев.

- Наши соседи привыкли получать приятные сюрпризы от международных организаций, и второй провал подряд совсем сбил их с толку...

- Я думаю, что времена, когда любые действия можно было оправдать "правом нации на самоопределение", канули в Лету. Агрессивный национализм сегодня все чаще трактуется как проявление терроризма, а любая форма исключительности - как проявление экстремизма. В Нагорном Карабахе и вокруг него была осуществлена настоящая этническая чистка, доказать которую не представляет особого труда, а режим, который там правит, не многим отличается от любого из существующих экстремистских режимов. К сожалению, для понимания этого европолитикам потребовались годы и множество прецедентов в других частях Европы и мира.

- Учитывая тот факт, что резолюции ООН по Карабаху безнаказанно игнорируются Ереваном 20 лет, не очень верится, что резолюции ПАСЕ будут им исполняться. Как вы думаете, какие механизмы принуждения Армении могла бы использовать ПАСЕ в случае с тем же Сарсангом?

- Нужны те же механизмы принуждения, которые действовали по отношению к любым другим оккупационным режимам. В некотором смысле, они должны носить универсальный характер и применяться с разной степенью вариативности в зависимости от характера конфликта и особенностей его развития. В противном случае, действительно, ожидать действенности от подобного рода резолюций не приходится.

КСТАТИ ГОВОРЯ

Как Армения собирается затопить Азербайджан

Суть и цели водного шантажа Еревана как нельзя лучше объяснил армянский эксперт Грант Мелик-Шахназарян в своей статье, опубликованной изданием "Восканапат". В то время, как официальный Ереван всячески отрицает свои намерения шантажировать Азербайджан водной катастрофой, Мелик-Шахназарян открывает все карты, считая, по-видимому, что это добавит "изысканности" облику нынешних властей Армении и насмерть запугает Баку.

Эксперт открыто рассказал в своей статье, как именно Армения собирается шантажировать Азербайджан водными ресурсами, оставшимися на оккупированных территориях. 

В действительности все просто, заявляет Мелик-Шахназарян. И правда, все просто. Согласно эксперту, в последние годы армянская сторона усиленно занималась водохранилищами на оккупированных территориях, ремонтировала, восстанавливала, даже меняла русла рек. И все для того, чтобы создать азербайджанцам сельскохозяйственные проблемы и в нужный момент пригрозить Баку "водяной бомбой". По его словам, строящиеся водохранилища "могут не только быть преградой к продвижению противника, но и смыть до полумиллиона жителей Азербайджана прямо в Куру". Причем особая роль тут отводится именно Сарсангскому водохранилищу.

То есть в час "х" Армения воспользуется построенными Азербайджаном и на азербайджанские деньги объектом в качестве орудия убийства. Армянский эксперт торжествует, предвидя такую картину: "азербайджанцы, умоляющие пересохшими губами о капле воды. Или их трупы, плавающие в Куре"...

Хосуме Ереван

Официальная реакция из Еревана не заставила себя ждать. Помимо нервного тика у членов армянской делегации в ПАСЕ, которые, не успев оправдать за доклад Уолтера, уже попали под новый обстрел СМИ, высказался и замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян.  

Кочарян, следуя своей традиции, сразу увел внимание журналистов в другую степь. Заявив, что доклад по Сарсангскому водохранилищу, дескать, направлен на критику деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ и создание параллельных механизмов карабахского урегулирования.

Кстати, о том же говорил и глава МИД Эдвард Налбандян, комментируя принятие в ПАСЕ доклада Уолтера. Армения после такого провала почувствовала себя ближе к Минской группе, постаралась забиться под ее крылышко.

Шаварш Кочарян полностью "обновил" предысторию вопроса, заявив, что на самом деле и в Ереване, и в Карабахе докладчика Маркович ждали с распростертыми объятиями, от которых она уклонилась.

Однако достаточно просмотреть новости армянских СМИ за последние несколько месяцев, чтобы увидеть, как обстояло дело на самом деле. На самом деле все было так: Ереван и так и эдак отклонял обращения докладчика, указывая на необходимость говорить с оккупационным режимом Карабаха. Мол, мы - то что, вы идите у них спросите, водохранилище принадлежит им, а Армения не имеет к нему никакого отношения. Положительный ответ относительно посещения докладчиком Карабаха поступил только накануне обсуждений, что констатировал и сам Шаварш Кочарян. Сделано это было для того, чтобы затянуть рассмотрение вопроса, заставить отложить обсуждения.

Но не сработало. Комитет отклонил все предложения армянской стороны об отсрочке обсуждения доклада и посещении докладчиком Сарсангского водохранилища, пожаловалась СМИ член делегации Армении в ПАСЕ Наира Карапетян. Члены делегации сделали все, что могли, но никакие аргументы не повлияли на решение комитета. Все, что остается армянской стороне, это "особое мнение", которое она может высказать в течение 48 часов.

В Армении сегодня ищут виноватого, потому что проглотить этот позор достаточно сложно, и необходимо выместить на ком-то злость, поставить кого-то в угол.

В любом случае, вчерашнее решение комитета ПАСЕ стало еще одним прецедентом, свидетельствующим о том, что климат вокруг карабахского вопроса меняется.

Лейла Таривердиева, обозреватель Day.Az