Самый неожиданый ход Саргсяна

У Владимира Высоцкого есть песня о том, как пациенты психбольницы, насмотревшись передач об НЛО и Бермудском треугольнике, пишут возмущенное письмо в редакцию "Очевидного невероятного". Завершается поток шизофренического бреда угрозой: "Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото".

Этот шедевр Высоцкого невольно вспоминается, когда знакомишься с заявлениями, доносящимися со вчерашнего дня из Еревана.

Как известно, правительство Армении вчера одобрило законопроект о признании так называемой "НКР". Правда, потом само же устами пресс-секретаря премьер-министра Гоар Погосян стало все отрицать. То ли СМИ что-то перепутали, то ли официальные лица не разобрались с формулировками, то ли еще что произошло. Но, скорее всего, Ереван просто пошел на попятную. Как говорится, хотел совершить мужской поступок, но испугался собственной наглости.

Это событие предваряло целое шоу, начавшееся несколько дней назад. Сначала заявления о необходимости "признания" зазвучали в парламенте, но не скромно и с оглядкой, как раньше, а с полной поддержкой руководства законодательного органа. Затем армянские СМИ взволнованно сообщили, что проект, мол, представлен в правительство. После этого наступило томительное ожидание, во время которого "за" признание Ереваном сепаратистского образования высказывались все - от президента до дворника. Только в отличие от ура-патриотизма уборщиков улиц и таксистов, представители властей все же оставляли себе пространство для отступления, оговариваясь, что признают Карабах только в случае "азербайджанской агрессии".

И вот, наконец, вчера стало известно, что проект Постанджан-Багратяна был одобрен правительством. Далее дело за парламентом, чрезвычайное заседание которого назначено на 10 мая по предложению правительства. Однако пока что не сообщается, будет ли включен в повестку скандальный законопроект. То есть Ереван опять пытается оставить себе щель в заборе, через которую можно будет в любой момент пролезть.

"Если Азербайджан попытается уклоняться от установления режима этого перемирия и развяжет новую агрессию, то этот вопрос однозначно будет внесен в повестку", - пригрозил в беседе в журналистами после "судьбоносного" заседания правительства замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.

Как и следовало ожидать, "написать в Спортлото" было поручено этому деятелю, известному своей неадекватностью и отсутствием представлений о дипломатической этике.  

То, что проект был одобрен именно сейчас, хотя оппозиционные депутаты давно ставили вопрос ребром, Кочарян объяснил результатом проводимых между Ереваном и Ханкенди "обсуждений, учитывая дальнейшие развития, в том числе внешние факторы".

Армяне сдали свою последнюю позицию

Армяне сдали свою последнюю позицию

Кстати, о внешних факторах. В Армении многие гадают, было ли скандальное (несостоявшееся?) решение правительства суверенным решением Армении, или же снова она действовала по чьей-то указке. Армяне никак не могут поверить, что их власти сделали что-то самостоятельно, решились на что-то, не посоветовавшись в силовыми центрами. Но тут хотелось бы их успокоить и подбодрить - на этот раз Ереван сделал действительно самостоятельный шаг. Сам, исключительно сам, потому что такая безумная и губительная для Армении мысль могла прийти в голову только ныне правящему режиму. И, между прочим, там это прекрасно понимают. Именно поэтому власти почти сразу пошли на попятную, пусть и неофициально, пусть и через Фейсбук. Там соображают, что признание "НКР" положит конец мирному процессу. А конец мирного процесса позволит Азербайджану уже без оглядки на посредников решить вопрос своей территориальной целостности. Правда, принуждение Армении к миру, которое, несомненно, последует за радикальными шагами Еревана, тот же Шаварш Кочарян называет "агрессией Азербайджана". Но от этого у армянского народа во рту, как говорится, слаще не станет.

Соавтор проекта, депутат от партии "Наследие" Заруи Постанджян считает, что "признание Нагорного Карабаха станет политической заявкой армянского народа". По ее мнению, признав оккупированные территории Азербайджана "независимым государством", Армения станет "политическим фактором в мире, с которым придется считаться и который сможет выступать в том числе с позиции силы. Это пресечет новые нежелательные процессы".

Но давайте разберемся, так ли это? Как будут развиваться события после признания Ереваном факта оккупации Арменией территорий соседнего государства, если он когда-нибудь на это решится?

Армянские депутаты, требующие от властей такого шага, не хотят вникать в детали и задуматься, почему при всей своей некомпетентности и недальновидности "карабахский клан" все еще на это не пошел. Стремление быть в оппозиции любой ценой лишает даже такого неглупого человека, как Грант Багратян, возможности видеть на несколько шагов вперед. Вот Серж Саргсян видит, что будет дальше. Если бы не это "прозрение", то Карабах давно был бы признан армянским парламентом и государством. Но он все еще не признан. Почему?

Дело в том, что позицию Армении в переговорном процессе более-менее поддерживает то, что она не признавала оккупированные ею территории "государством". Да, на словах многое говорилось, но до дела так и не дошло. Возможно, такая позиция вытекала из еще не окончательно ушедшего в историю "миацума" и надежд на присоединение чужого добра к своему. Но более правдоподобна другая версия - власти Армении просто боялись сделать такой шаг и боятся до сих пор. Во-первых, потому что рисковали остаться в этом плане единственными и неповторимыми - ясно, что за таким шагом оккупантов в мире никакой волны признаний не последовало бы. Во-вторых, потому что реакция Баку могла быть самой жесткой и в случае юридического подкрепления оккупации полностью оправданной. У Еревана в этом случае просто не нашлось бы оправданий. Так что никакого веса и авторитета "признание" Армении не принесло бы. Наоборот, такой шаг в нынешних, изменившихся условиях, после апрельского разгрома армянской армии принес бы стране еще большую изоляцию. И это в лучшем случае. В худшем же - могла бы разразиться война, и не такая успешная для оккупанта, как в начале 90-х.

В Армении создают диванные войска

В Армении создают диванные войска

Невольно возникает вопрос: если власти Армении все это понимают и осознают, то для чего было нужно вчерашнее шоу? Все очень просто - для шантажа. В первую очередь - Минской группы. Потому что Азербайджану, по большому счету, нет разницы, признает что-то там Ереван или не признает. Не признает - хорошо, признает - еще лучше, так как можно будет без угрызений совести оставить всю эту тягомотину с мирными переговорами, до сих пор не давшую результатов.

До чрезвычайного заседания армянского парламента еще есть несколько дней, и в Армении хотят сохранить интригу. Признают - не признают? Не признают. Потому что страшно. И потому что шоу должно продолжаться.

Лейла Таривердиева, обозреватель Day.Az