Еще одна афера Овика Абрамяна

Последнее заседание правительства Армении вновь ознаменовалось распоряжением премьер-министра Овика Абрамяна, адресованным министерству финансов. Для снижения коррупционных рисков в процессе закупок он поручил повысить прозрачность этого процесса на различных этапах, предоставляя каждому заинтересованному лицу возможность увидеть на сайте электронных покупок все подписанные в процессе покупок договора, а также результаты выполнения этих договоров - акты сдачи и приемки, акты выполнения, счет-фактуры и т.д.

Эксперт по мониторингу покупок антикоррупционного центра "Transparency International", экономист Артак Манукян прокомментировал данное поручение. Он напомнил об еще одном заявлении премьер-министра примерно такого же содержания, сделанном в 2014 году, в котором премьер-министр представлял борьбу с таким укоренившимся порочным явлением, как откаты, посредством окончательной автоматизации системы покупок и обеспечением прозрачности.

Какие изменения произойдут в стране после поручений премьер-министра, прозвучавших еще два года назад, Манукян затруднился ответить. Однако он представил ряд открытий, выявленных в результате исследований антикоррупционного центра "Transparency International".

Например, у зарегистрированного в Ванадзоре ООО "Анано" Служба национальной безопасности Армении одновременно приобрела и продукты питания, и офисную мебель, и предметы бытовой химии. Одним словом, выяснилось, что в лице СНБ у Армении есть крупный заготовщик продуктов питания. Согласно данным "Transparency International", СНБ за месяц приобрела 17 тонн сахарного песка, 4.5 тонн маргарина, 6 тонн пищевой соли, 40 кг лаврового листа и прочее.

По утверждению того же источника, все это закуплено с расчетом на один месяц. Таким образом, как пишут армянские СМИ, можно констатировать, что, по всей видимости, функции СНБ были пересмотрены, и впредь она будет исполнять роль "коопторга" советских времен. И каждый месяц они будут заготавливать продукты питания и сельхозтовары с целью их дальнейшего распределения по запросу. Но остается открытым один вопрос: кто же будет заниматься делами СНБ, когда она окончательно превратится в "коопторг"?

Или другой пример. В декабре 2015 года министерство финансов приобрело 30 планшетов, каждый стоимостью примерно 400 тысяч драмов, однако нигде не отмечено, с какой целью они будут использованы.

Манукян отметил, что подобных примеров очень много, подчеркнув, что чем больше предоставляемые ведомствам бюджетные средства, тем больше число сомнительных покупок и коррупционные риски.

Не меньшего внимания заслуживает откровение заместителя председателя парии "Наследие" Армена Мартиросяна, который считает, что для смены коррупционной власти вообще существует два пути. "Первый путь - это достижение смены власти посредством выборов, а второй - устранение властей с помощью уличной борьбы.

"Для нас нет другого пути, кроме уличной борьбы, и это очевидно",- сказал А.Мартиросян. По его словам, никто больше не верит, что эти власти могут бороться с коррупцией, или пойти на радикальные шаги для народа. "Либо мы сможем в корне изменить ситуацию, и стать в регионе страной, которая может повлиять на процессы, и которую все захотят видеть в качестве партнера, либо мы, как государство, просто окажемся перед дефолтом".

То есть, все в Армении знают о том, насколько страна погрязла в коррупционном болоте, но ничего с ней поделать не могут. К примеру, уличная борьба. В Армении члены инициативы "Мы - хозяева нашей страны" решили провести сидячую забастовку. Как пишут армянские СМИ, они пришли на площадь Свободы, немного посидели, потом увидели, что в их поступке нет какого-либо смысла, и начали искать хоть что-то осмысленное. И тогда один из них сказал: "Давайте пойдем на рынок, заодно купим чего-нибудь". И тогда около 10 активистов заявили, что организуют шествие протеста к Крытому рынку. Для чего? Ответ был четким: "Мы боремся против олигархии, а этот рынок принадлежит одному из известных олигархов".

Как пишут армянские СМИ, разумеется, самое трудное - найти аргументацию. А если нашел, после этого можно выкинуть любую глупость и преподнести ее как изменение тактики борьбы.

Но не это главное. Дело в том, что по армянским меркам, все что происходит в стране - это совсем другое, а не коррупция. Во всяком случае, так объяснил журналистам председатель парламента Армении Галуст Саакян, который заявил, что за время существования независимой Армении, по большому счету, никаких ошибок не допущено, потому что Армения - независимое государство, а для народа самая великая идеология - это его независимость. Иначе говоря, тот, кто независим - тот безошибочен, и пока Армения независима, никаких ошибок не будет.

И поскольку вопрос с ошибками уже решен, то борьба с коррупцией в этом контексте станет легким и простым занятием. С этой точки зрения, в Армении не нужны ни одна антикоррупционная программа, ни одна комиссия, ни правоохранители с контролирующими органами, потому что, по словам Саакяна, "как это обусловлено нашим национальным обычаем, со временем, потихоньку достигнем и этого".

Один из журналистов спросил Саакяна: "Можем ли надеяться, что монополий больше не будет, депутаты-предприниматели и олигархи исчезнут?". Вопрос озадачил спикера: "А почему им исчезать? Что вам плохого сделали эти люди? Монополии, депутаты-предприниматели и олигархи, не думаю, что от них зависит социальное положение нашего народа".

И это говорит спикер парламента. Поэтому не стоит удивляться, что как борьба с коррупцией, так и все прочие процессы в соседней стране завязли в болоте лжи.

Сабухи Иманов