"Открытое небо" закрыло вопрос о национальной авиации Армении

Во время обсуждения выполнения бюджета 2015 года стали заметны первые признаки того, что в армянском парламенте формируются новые нравы и правила. Как пишут армянские СМИ, все началось с того, что между министром экономики Арцвиком Минасяном и депутатом-оппозициоенром Хачатуром Кокобеляном разгорелся спор вокруг так называемой политики "открытого неба".

Хачатур Кокбелян поинтересовался у министра экономики Армении Арцвика Минасяна, что произошло после того, когда Армения заявила о политике открытого неба. Кокбелян заметил, что после объявления политики открытого неба страну покинули крупные авиакомпании, а билеты подорожали. По словам депутата, политика была имитацией, чтобы скрыть разгром авиарынка Армении. Страна лишилась национального авиаперевозчика, а российские компании с помощью демпинга вытеснили другие компании. Из-за России сняты важные рейсы из Армении, передает Panorama.am.

Одним словом, депутат придерживается мнения, что целью политики "открытого неба" было размазать и скрыть тот факт, что армянская авиация вымерла. Дело в том, что получившая от правительства большие преференции компания "Армавиа" уже через 10 лет после начала работы на рынке авиаперевозок объявила о своем банкротстве. Ее владелец Багдасаров в своих объяснениях ссылался на экономический кризис, охвативший также и Армению, на финансовые трудности, на высокие цены за услуги, установленные компанией "Международные аэропорты Армения", на то, что прибыли авиакомпании не покрывают ее расходы. Но, по мнению специалистов, причинами банкротства "Армавиа" стал бездарный менеджмент, сам формат компании, где ни государство, ни коллектив не имели никаких рычагов воздействия на руководство компании в вопросах кадровой и технической политики.

""Армавиа" обанкротилась по причине провинциальной жадности. Нельзя было передавать целую отрасль человеку, у которого не было активов в этом бизнесе, все было приобретено на основе аренды. Это политика временщика - сдоить, награбить, и не дать ничего взамен. Доводы о том, что якобы прибыли авиакомпании не покрывают ее расходы, неубедительны. Отрасль всегда была прибыльной, а эта компания накапливала долги в течение 10 лет, в результате чего и обанкротилась",- сказал бывший начальник Главного управления гражданской авиации Шаген Петросян.

Однако правительство не предприняло никаких шагов по изучению причин банкротства компании "Армавиа", а сам Багдасаров не понес никакой ответственности за развал этой стратегической сферы. Именно после банкротства компании "Армавиа" у армянского правительства зародилась идея "открытого неба", которая так и не сработала.

По мнению экспертов, после банкротства "Армавиа", необходимо было подвергнуть сферу гражданской авиации комплексному исследованию, проанализировать причины банкротства и постараться ответить на вопрос о том, насколько целесообразно было отдавать в руки одного человека сферу гражданской авиации, какие коррупционные риски присутствовали при принятии правительством решения о фактической монополизации рынка авиаперевозок со стороны частной компании.

Все это, а главное - отсутствие национального авиаперевозчика, способствовало краху политики "открытого неба". Однако в парламенте министр экономики Минасян заявил, что, дескать, понимает, что как оппозиционеры, они все должны сводить к разрухе. "Я сам был оппозицией и осознаю, о чем вы говорите", - сказал он, фактически, подтверждая, что в свое время сам поступал так же, но теперь обстоятельства изменились, и вчерашняя развалюха сегодня в его глазах превратилась в стабильную и крепкую структуру.

Спор, возможно, затянулся бы, если бы в него не вмешался председатель экономической комиссии Вардан Айвазян и не произнес свое историческое предложение. "Господин Минасян, во-первых, виноваты вы. Если бы вы, как другие министры, не пришли сюда, то вам не пришлось бы отвечать. 80 процентов не пришли", - сказал он, рукой указав на заместителей министров, ждущих своих очередей, чтобы представить свои отчеты.

Как пишут армянские СМИ, в словах Айвазяна может и была доля иронии. Но даже эта ирония не смогла скрыть то, что уже становится традицией. Министры все реже приходят в Национальное собрание Армении, отправляя вместо себя своих заместителей. И это не только проявление неуважения к парламенту. Это, в первую очередь, психология оставляющего передовую дезертира, которому кажется, что чем дальше, тем безопаснее.

С другой стороны, большинство армянских министров давно поняло, что их визиты особо ничего не меняют, а отсутствие всегда останется без последствий. Министр-дашнак Арцвик Минасян в этом ряду еще новичок, еще не осознал, что можно также не приходить в парламент. Все равно от этого ничего не изменится, как и не меняется в его присутствии.

Сабухи Иманов