Нормализация отношений с соседями поможет Турции в борьбе с террором

Страшный теракт в стамбульском аэропорту, потрясший всю мировую общественность, несколько отодвинул на задний план другие важные события последних дней, связанные с братской Турцией. Речь о нормализации Анкарой своих отношений с Москвой и Тель-Авивом. Однако следует помнить, что отношения между государствами играют определяющую роль, и, возможно, как раз их восстановление послужит усилению борьбы с терроризмом и поможет в предотвращении трагедий, подобных той, что постигла вчера Турецкую Республику.

О значимости шагов, предпринятых Анкарой в направлении урегулирования отношений с Россией и Израилем, в том числе в свете вчерашних терактов в Стамбуле Day.Az побеседовал с депутатом Милли Меджлиса, политологом  Расимом Мусабековым.

На Ближнем Востоке по периметру границ Турции усиливается террористическая угроза, вызванная разрушительной деятельностью джихадистских групп так называемого "Исламского государства" и ПКК. Последняя террористическая атака в стамбульском аэропорту Ататюрка, в добавление к череде взрывов, которые почти ежедневно происходят в этой союзной и братской для Азербайджана стране - тому прямое свидетельство. Турция - сильное государство, способное и в одиночку ответить на эти вызовы. Однако нормализация отношений с Москвой и Тель-Авивом позволит усилить противодействие террористическим угрозам и добиться стабилизации в регионе.

Израиль и Турция решили нормализовать отношения потому, что это отвечает их национальным интересам. До инцидента с турецким судном "Мави Мармара", которое в нейтральных водах на подходе к Газе было атаковано и захвачено израильскими коммандос, эти страны связывали взаимовыгодные военные и экономические отношения. Принимая во внимание кризисную ситуацию в Сирии и Ираке, а также иные риски в регионе Ближнего Востока, тянуть с нормализацией израильско-турецких отношений было нерационально. Тель-Авив сделал необходимые шаги для исчерпания инцидента, то есть принес официальные извинения и обязался выплатить 20 миллионов долларов компенсации семьям погибших и раненых, а Анкара, удовлетворившись этим, заявила о готовности возобновить дипломатические отношения в полном объеме.

Появились надежды и на урегулирование отношений между Анкарой и Москвой. Президент Эрдоган отправил на имя российского лидера Владимира Путина письмо с выражением сожаления по поводу инцидента со сбитым российским военным самолетом Су-24, нарушившим границы Турции, а также с извинениями семье погибшего летчика. Турция готова выплатить компенсацию в согласованном размере. Очевидно, что вопреки пропагандистской шумихе, поднятой в СМИ, и раздуванию темы о многовековой российско-турецкой вражде, стороны взаимно заинтересованы в возобновлении как экономических отношений, так и политического диалога с целью обеспечения собственных национальных интересов. Несколько месяцев незримо шли консультации по дипломатическим каналам для того, чтобы найти взаимоприемлемую формулу исчерпания инцидента со сбитым самолетом, и, судя по всему, она найдена. Важную роль в этом сыграли Президенты Азербайджана и Казахстана Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев, что особо отметил премьер-министр Турции.

Российско-турецкая и израильско-турецкая нормализация чрезвычайно важны для региона Южного Кавказа.  Если Армения и отчасти Грузия могли усматривать в конфронтации между Анкарой и Тель-Авивом, а в особенности между Анкарой и Москвой некоторые выгоды для себя, то Азербайджану и Казахстану это создавало ситуацию трудного выбора. Ведь Азербайджан связывают союзнические связи с Турцией и взаимовыгодные отношения стратегического партнерства с Россией. Казахстан связан с Россией союзническими узами и поддерживает отношения стратегического партнерства с Турцией. Поэтому от нормализации российско-турецких отношений мы можем только выиграть.

Конечно, процесс нормализации отношений между Турцией и Россией займет время, но даже при их полном восстановлении рассуждения о геополитических треугольниках Анкара-Баку-Москва или Анкара-Баку-Тель-Авив представляются пока что далекими от реальности. Хотя отдельные проекты, прежде всего экономического характера могут быть реализованы с участием трех сторон ко взаимной выгоде каждой из них.  

Лейла Таривердиева