Армяне снова грабят оккупированный Агдам

Как часто страны меняют свои столицы? Даже самые отчаянные патриоты Тбилиси вам с гордостью скажут, что Мцхета, город, расположенный именно там, "где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры" - это древняя столица Грузии. В США прекрасно помнят, что независимость североамериканских колоний провозгласили в Филадельфии, и уже потом, после победы в войне за независимость, был построен Вашингтон, он же Федеральный округ Колумбия. В Бразилии столичные учреждения перенесены в специально построенный город Бразилиа, в Пакистане эта роль поручена не Лахору и не Карачи, а специально спроектированному городу Исламабад.

А вот Армения поставила рекорд. Здесь при очень короткой истории собственной государственности историки во всех смыслах раскопали аж 13 "столиц Великой Армении". Одних "Тигранакертов", то есть городов, основанных Тиграном Великим, сначала было три, потом - четыре, теперь их целых семь - к чему мелочиться? Один вроде бы принято "отыскивать" недалеко от турецкого Диярбакыра. Потом очередной "Тигранакерт" попытались отыскать и здесь. Правда, где именно он находился, армянские ученые пока что не определили. Еще один "Тигранакерт" вдруг обнаружился в оккупированном Агдамском районе, на берегу реки Хачинчай. И вот тут "раскопки" ведутся достаточно активно. На днях ереванские СМИ раструбили: "Арцахская экспедиция" Института археологии академии наук Армении возобновила в "Тигранакерте" раскопки, которые финансируются "правительством Нагорного Карабаха"!

Армянская пропаганда наштамповала больше 20 "Армений" - ИНТЕРВЬЮ

Армянская пропаганда наштамповала больше 20 "Армений" - ИНТЕРВЬЮ

Только вот... что армянские "археологи" собираются здесь раскопать? 

Раскопки с политическим подтекстом

Вряд ли имеет смысл напоминать о существовании "черной археологии". Точнее, о контрабанде древностей, которую эксперты признают одним из трех "китов", на которых держится сегодня преступный бизнес - наряду с торговлей наркотиками и траффикингом. И вряд ли стоит сомневаться, что ценные артефакты, найденные на берегах реки Хачинчай, дальше попадут на этот самый "черный рынок" древностей: иной судьба археологических находок на чужих оккупированных землях просто не может быть.

Правда, обычно такого рода раскопки стремятся не афишировать, а тут об "изысканиях" в оккупированном Агдамском районе трезвонят на все лады. Но здесь есть простое и логичное объяснение: у "черной археологии" в данном случае цели прежде всего политические. Ереван при помощи этих раскопок пытается "обосновать" свои притязания уже не только на территорию бывшей НКАО, но и на Агдамский район. Тот самый, освобождения которого от оккупации и Азербайджан, и международные посредники требуют уже на первом этапе урегулирования конфликта. И если вспомнить, как в Армении на полном серьезе объявляли "древнеармянскими" подправленные напильником азербайджанские монеты династии Ильдегезидов, "приватизировали" древние албанские и грузинские церкви и т.д., сомневаться не приходится: "доказательства" здесь умело сфабрикуют. Ну, то есть "раскопают".

И такую задачу армянским "исследователям" приходится решать не впервые. Напомним: в те годы, когда на пике интереса были притязания на турецкую Восточную Анатолию, "Тигранакерт" срочно обнаружился в окрестностях турецкого Диярбакыра. Стоило нацелиться на Нахчыван, как тут же армянские ученые объявили: здесь, дескать, существовал еще один "Тигранакерт"! А вот в Карабахе обнаружилось целых два: один - в оккупированном Агдаме, второй - на берегу реки Тертер, то есть на территории той части Агдеринского района, которая находится под контролем законных властей Азербайджана. Словом, осталось только найти еще один "Тигранакерт" - на высоте Лалетепе, но тут загвоздка: Серж Саргсян заявил, что территории, потерянные Арменией в ходе апрельских боев, стратегического значения не имеют, так что "тигранакертологам" придется попридержать коней. 

Археология и политика

Только вот в чем вопрос. Грабеж оккупированных территорий - это априори преступление, и вывоз чужих археологических и музейных древностей международное гуманитарное право квалифицирует весьма жестко. А вот политический "вес" такого, с позволения сказать, ворованного "аргумента" - не то чтобы очень. Даже если армянским псевдоученым удастся штамповать на конвейере "археологические доказательства" существования "Тигранакерта" в Агдаме, приспособить этот, с позволения сказать, свежеоткопанный "аргумент" к реальной политике просто не получится. В самом деле, в той же Турции туристам предлагают совершить увлекательную экскурсию к развалинам древнегреческого города Эфес, посетить античный Иераполис, показывают место, где стоял знаменитый храм Артемиды - одно из семи чудес света, и мавзолей Мавсола и Артемиссии, тоже входивший в их число... Но мало кому из серьезных политиков придет в голову на этом основании заявить, что средиземноморское побережье Турции должно принадлежать Греции. История историей, но есть международно признанные границы.

Черные археологи Армении грабят Азербайджан - РАССЛЕДОВАНИЕ

Черные археологи Армении грабят Азербайджан - РАССЛЕДОВАНИЕ

Точно так же в Кельне рядом со знаменитым собором расположен романо-германский музей. Он стоит в прямом смысле слова на "римском фундаменте" - здесь располагалась вилла богатого римлянина, от которой остались поразительной красоты мозаики. Но Италия не предъявляет притязаний на долину Рейна, где римские "артефакты" обнаруживаются сплошь и рядом. Российские школьники тоже старательно заучивают не только то, в каком году Иван Грозный взял штурмом Казань, но и подробности Кенигсбергской операции. И разгадка тут простая. Просто есть история, а есть международно признанные границы. О том, что, кому и когда принадлежало, можно рассуждать до бесконечности. Но вот на конфигурацию международно признанных границ эти беседы о делах давно минувших дней не влияют. Увы и ах.

Но тогда кому предназначен весь этот шум вокруг "раскопок Тигранакерта"? 

"Археологический аргумент" для внутреннего потребления

На ранних стадиях карабахского конфликта в Ереване, быть может, действительно верили, что при помощи подправленных напильником монет и попыток чтения "по-армянски" азербайджанских надгробных камней смогут убедить мировую общественность в своих "исторических правах" на азербайджанский Карабах. Но сегодня, через четверть века после распада СССР, после признания новых независимых государств в существующих границах, после принятия четырех резолюций СБ ООН, наконец, после апрельских боев, ситуация уже другая. И аргументы нужны другие - те самые, которых у Армении попросту нет.

Международное право на стороне Азербайджана - оно, как известно, такой опции, как силовой захват чужих земель, не предусматривает. Политический авторитет? Применительно к Армении эти слова могут звучать разве что как издевка, и даже не особо тонкая. Экономика? О ее реальном состоянии можно судить по числу неработающих предприятий, зашкаливающей миграции и тому, какой катастрофой оказалось для Армении закрытие дороги через КПП "Верхний Ларс". Как оказалось, без нормальных отношений с Азербайджаном и Турцией дееспособной экономики просто не выстроить, инвесторов заинтересовать нечем, и даже диаспора не спешит раскошеливаться на капиталовложения в свою историческую родину, если от них даже теоретически не будет отдачи.

Военный потенциал? До апрельских боев Серж Саргсян и его приближенные еще могли рассуждать в стиле "армянская армия - самая сильная своим боевым духом", но теперь... И что же делать Сержу Саргсяну и его "команде", пришедшей к власти под лозунгами "партии войны"? Публично признать, что карабахская авантюра, у истоков которой стоял по сути весь политический класс сегодняшней Армении, и власть, и оппозиция, закончилась катастрофой, и единственный выход - это капитуляция? И стать уже мишенью для своих недавних союзников, которые тут же обвинят в "предательстве армянского дела"? В условиях армянской криминальной диктатуры власть и связанные с ней коррупционные схемы - едва ли не единственный по-настоящему прибыльный бизнес.

На этом фоне, если под рукой нет даже решения какой-нибудь сельской коммуны в европейской глубинке в поддержку "самоопределения Арцаха", то сгодятся и "раскопки в Тигранакерте". Главное, чтобы это хоть как-то походило на политический аргумент, на "подтверждение" мнимых "прав" Еревана на оккупированные азербайджанские земли. 

Так что раскапывают на берегу реки Хачинчай не только и не столько археологические фальсификации с политическим подтекстом. Все куда опаснее - раскопать там пытаются аргументы для продолжения войны, или хотя бы нынешней "игры на обострение". Которая не только еще глубже загоняет Армению в политический тупик, но и оплачивается жизнями армянских же призывников на линии фронта. 

Но об этом, понятное дело, в Ереване вслух предпочитают не говорить.

Нурани