Новая провокация против Азербайджана. Уорлик подыгрывает Саргсяну?

Большой любитель "твиттер"-дипломатии, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик отличился на днях эксклюзивным интервью армянскому изданию aravot.am. В нем он акцентировал внимание не только на ставшем уже шаблонном для посреднических речей призыве к конфликтующим сторонам следовать строгому соблюдению режима прекращения огня, но и на вопросе расширения мониторинговой группы ОБСЕ. Уорлик вновь отметил необходимость создания механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск.

Таким образом, американское сопредседательство в очередной раз напомнило о своей инициативе касательно механизмов расследования инцидентов, которое в той или иной форме обсуждается на площадке карабахского урегулирования. Примечателен лишь момент, когда Уорлик отличился этим напоминанием, да еще и на страницах армянского издания.

Во-первых, в карабахском урегулировании наблюдается существенная активизация российского посредничества, организовавшего недавно в Санкт-Петербурге встречу глав Азербайджана и Армении и готовящего новый раунд переговоров с участием лидеров конфликтующих стран. Во-вторых, резко обстрилась ситуация в самой Армении, из-за вооруженного нападения оппозиционной группировки на полицейский объект в Ереване.

Ильгар Велизаде: ОБСЕ не может ничего решать без Азербайджана - ПОДРОБНОСТИ

Ильгар Велизаде: ОБСЕ не может ничего решать без Азербайджана - ПОДРОБНОСТИ

Пожалуй, самый ключевой штрих в высказываниях Уорлика: "Для нас было обнадеживающе видеть возобновление переговоров по существу между сторонами в Санкт-Петербурге. Следующий шаг - это расширение миссии по мониторингу... Сопредседатели не прекратили работу со сторонами над предложением о механизмах расследования и не собираются прекращать ее".

Однако почему именно "расширение миссии по мониторингу" должно стать "следующим шагом", а не куда более сообразующееся с мирным урегулированием конфликта согласие Армении добровольно вывести свои войска с оккупированных территорий Азербайджана? И что вообще движет американским посредником, который из всего комплекса вопросов, связанных с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта, столь упорно останавливается именно на "расследовании инцидентов"?

Прежде всего, напомним одно из недавних заявлений Президента Азербайджана Ильхама Алиева, который относительно вопроса внедрения механизмов расследования случаев нарушения режима прекращения огня, подчеркнул: "Полагаю, что на данном этапе такой необходимости нет. Во-первых, таких механизмов не существует. Нам никто конкретно не говорит, что будут представлять из себя эти механизмы. В таком случае рассматривать сегодня этот вопрос было бы неправильно. Во-вторых, в чем заключается его смысл? Если под этим подразумевается "замораживание" конфликта и принятие каких-то дополнительных мер на линии соприкосновения, то Азербайджан, конечно, не пойдет на это".

Таким образом, любой акцент на идее расследования инцидентов означает, по сути, стремление "заморозить" конфликт в угоду Армении, оккупировавшей пятую часть территории азербайджанского государства. Поэтому Баку, прекрасно осознавая, что за идеей внедрения подобных механизмов кроется именно стремление Армении законсервировать ситуацию в Карабахе, отвергает перспективу их создания на текущем этапе урегулирования. Поскольку вопрос мира в регионе карабахского конфликта зависит, по существу, не от пресечения каких-либо отдельных инцидентов, а от вывода (притом скорейшего) армянских оккупационных войск с территорий Азербайджана.

Возвращаясь к Уорлику, обратим внимание и на следующий нюанс. Армянские СМИ, не скрывая своего удовлетворения от вышеприведенных пунктов в интервью американского сопредседателя, придерживаются мнения, что оно было сделано именно сейчас по причине того, что у Азербайджана, дескать, может появиться "соблазн возобновить военные действия" в условиях обострения ситуации в Армении.

Что ж, возможно, Уорлик дал интервью армянскому изданию именно в расчете успокоить армян. Но не думают же они в самом деле, не говоря уже об умудренных богатым "конфликтным" опытом американских дипломатах, что стремление Азербайджана освободить собственные земли от армянской оккупации зависит от политической погоды в ереванском закоулке?

Не стоит забывать, что наблюдаемая в последнее время активизация международных посредников по карабахскому урегулированию стала реакцией на апрельские боестолкновения, завершившиеся отвоеванием азербайджанской армией ряда стратегических высот и отчетливо продемонстрировавших - маховик большой войны между Азербайджаном и Арменией может быть запущен в любой момент. Появилась надежда, что Венская встреча глав Азербайджана и Армении, а также трехсторонний, с участием президента России Владимира Путина, саммит в Санкт-Петербурге, дадут новый импульс переговорному процессу.

Официальный Баку заявил о том, что посредники принимают необходимость поэтапного решения конфликта. Наиболее активный посредник - Россия - дала понять, что ее посреднические усилия будут базироваться на выдвинутых в последние годы сопредседателями МГ ОБСЕ инициативах, нашедших свое оформление в обновленных Мадридских принципах и Казанском документе. Все они, как известно, предусматривают в качестве одного из основополагающих условий мирного урегулирования вывод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана. Однако именно по этой причине они отвергаются Ереваном, который пытается хоть как-то сдержать переговорный процесс и все чаще спекулирует на противоречиях в стане посредников. Вопрос о внедрении так называемых механизмов расследования инцидентов выступает как раз одним из порождающих подобные противоречия.

Москва небезосновательно полагает, что Вашингтон, продвигая идею внедрения механизмов, рассчитывает на последующий ввод в регион армяно-азербайджанского конфликта западных миротворцев. Однако в контексте интервью Уорлика нас интересуют не эти великодержавные хитроумности. А то, что американский посредник, раскручивая тему "расследования инцидентов" в угоду геополитическим интересам США, откровенно подыгрывает при этом армянам. Ведь для них вопрос внедрения механизмов как соломинка для утопающих. В том смысле, что он позволяет им все еще надеяться на сохранение вот-вот готового ускользнуть из их рук статус-кво.

Натиг