Олег Кузнецов: Армянская армия - хранилище металлолома, реанимация которого невозможна

Заявление министра обороны Армении о том, что получаемой из России военной техники недостаточно и к тому же российское вооружение не всегда устраивает официальный Ереван по цене и качеству, не являете какой-то новостью.

Об этом сказал Day.Az известный российский политолог и историк Олег Кузнецов, комментируя последние заявления главы МО Армении, касающиеся грандиозных планов Еревана о диверсификации военных закупок.

Продолжая свою мысль, политолог отметил, что заявление Вигена Саркисяна полностью укладывается в канву политики информационного давления Армении на Россию, которая стала активно проводиться с лета прошлого года, когда стало ясно, что защищать режим оккупации Арменией азербайджанских территорий в Карабахе никто из союзников этой страны по ОДКБ не собирается. Так что оно полностью следует в русле политики "недоверия армянского общества России", которую армянские и проармянские масс-медиа активно реализуют в настоящее время, сказал Олег Кузнецов.

Вся правда об армянской армии и смешных угрозах Еревана - ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Вся правда об армянской армии и смешных угрозах Еревана - ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

"Теперь по сути этого заявления. Оружие советского и российского производства составляет порядка 95 процентов оборонно-технического потенциала Армении. В эту страну была свезена и безвозмездно передана военная техника с бывших советских военных баз в Гардабани и Ахалкалаки, и это не считая той, которая была захвачена армянами в начале 1990-х в Гюмри и Ханкеди. До середины первого десятилетия XXI века армянские военные были вынуждены использовать только советское оружие и военную технику, которой у них было в избытке.

Однако время делает свое дело. Есть такое понятие, как старение металла, в результате которого эксплуатационные возможности колесной и гусеничной техники через 40-50 лет даже очень комфортного хранения резко снижаются. А при активной эксплуатации ресурсы боевой техники тают как снег под весенним солнцем. Например, любой автомат Калашникова после 3000 выстрелов, из боевого оружия превращается в полицейское из-за естественного износа, в результате которого понижается кучность огня и дальность прямого выстрела. После двух месяцев эксплуатации в горной местности все подшипники катков бронетехники подлежат замене. Моторесурс двигателя танка Т-68/72 рассчитан на 500 часов работы, после чего ему требуется ремонт и замена поршневых колец. Любой профессиональный военный и даже полупрофессиональный офицер запаса, закончивший военную кафедру гражданского вуза, знает это. Поэтому сегодня армия Армении представляет собой хранилище военного металлолома, реанимация которого к боевому применению вряд ли возможна. Данный факт и является причиной нареканий со стороны Вигена Саркисяна, крайне далекого от армейской рутины человека, по поводу низкого качества российского вооружения. Наверное, он не знает закона физики, что любой материальный объект подвержен влиянию энтропии и поэтому со временем физически устаревает и ломается.

Что касается неприемлемости для Армении цены новейшего российского вооружения, то этот вопрос вообще не нуждается в комментарии. Будучи экономистом-практиком, Виген Саркисян должен знать, что инфляция - это двигатель цивилизации и научно-технического прогресса. Любой новый предмет, обладающий большим набором функций и удовлетворяющий больший объем потребностей пользователя, на рынке объективно всегда стоит дороже моделей или образцов предыдущего поколения. Вооружение в этом деле исключением не является. Поэтому всякий новый образец оружия для покупателя всегда стоит дороже предшественника. Однако армянские власти и военные за долгие годы привыкли пользоваться оружием, доставшимся им на дармовщинку и перестали адекватно осознавать и воспринимать стоимость того, чем они пользуются. Время неумолимо подвело их к черте, когда эксплуатационные возможности дармового вооружения иссякли, а нового оружия нет. Новейшее российское вооружение Еревану не по карману, вот он и начал искать новые источники закупок оружия, лишь бы подешевле.

Справедливости ради надо сказать, что Азербайджан в начале 2000-х также совершил подобную ошибку, решив закупить в Иране партию истребителей для нужд своих  ВВС, но качество исполнения этих боевых самолетов оставило желать лучшего. Сегодня Ереван, похоже, решил повторить былую ошибку Баку, закупив вооружение в Иране. Однако в отличие от Азербайджана, у Армении особого выбора нет: Ереван вынужден заменять военный металлолом оружейным ширпотребом. Раньше у армянских военных был опыт подобного рода, когда они решили приобрести ракетные системы залпового огня китайского производства как альтернативу российским РСЗО "Град". Действительно, на вооружении ВС Армении сегодня стоит дивизион китайских "катюш" в составе 8 единиц, но от увеличения их количества в Армении вовремя отказались, поняв, что сравнение с российскими "градами" они не выдерживают.

Подводя итог сказанному, отмечу, что Армения находится сегодня в крайне неудобном для себя положении в вопросе вооружения. Возможностей бюджета и спонсорской помощи диаспоры хватает лишь на приобретение армейских мелочей - биноклей, снайперских винтовок, предметов обмундирования. Но на повестку дня встал вопрос замены всего тяжелого наступательного вооружения, в первую очередь - всей бронетехники. На такие траты Армения сегодня объективно не способна и не будет способна никогда. Ее ресурсов хватит еще на 5-10 лет, чтобы хоть как-то сбалансировать военно-техническое отставание от Азербайджана, но потом оно будет тотальным и катастрофическим для армии этой страны", - заключил Олег Кузнецов.

Лейла Таривердиева